Факты о автомобильном руле, которых вы не знали.

Автомобильный руль: невероятные факты

Круглый руль, заменивший рычаги управления, появился в конце XIX века. Практика показала его эффективность для передачи силы человека к колесам автомобиля и изменения направления движения. Через десять лет сомнений у автопроизводителей не осталось. Простой металлический или деревянный руль совершенствовался и сейчас является сложным многофункциональным устройством.

Изображение: img.freepik.com
Bugatti 57SC Atlantic

Руль предназначен для простоты и удобства управления, что обеспечивает безопасность пассажиров. В связи с этим обращают внимание на диаметр рулевого колеса и сечение его обода. Сейчас размер руля не столь важен, так как с появлением усилителя рулевого управления в 30-е годы прошлого века его диаметр постепенно уменьшился, приблизившись к «игрушечным» размерам.

Изображение: img.freepik.com
Edsel, 1950 г.

Миниатюрный руль делает машину более «острым» при высоких скоростях, требуя меньшего количества вращательных движений. Вместе с тем, слишком маленькое колесо неудобно для управления, особенно при парковке. Усилие на нем остается довольно высоким, даже с помощью усилителя. Кроме того, в маленьком руле сложно разместить подушку безопасности, которая появилась в 1972 году и стала обязательной почти во всех (даже бюджетных) автомобилях. Вот почему современные машины используют рули примерно одного компромиссного оптимального диаметра.

Изображение: img.freepik.com
Chevrolet Project X

Что касается сечения обода рулевого колеса, то в процессе эволюции данный показатель у большинства приблизился к «золотой середине» в 30‑40 мм. Такой руль действительно гораздо лучше лежит в руках, чем, например, тонкий скользкий кругляк ВАЗ-2101. Не говоря о штурвалах еще более старых автомобилей. Материал, из которого выполнен обод, тоже имеет существенное значение. Рули из полированного дерева или кости смотрелись изыскано и богато, но удержать их было сложно. Скользкие обода канули в лету, уступив место гораздо более практичным и удобным полиуретановым и кожаным рулям. В качестве компромисса и для подчеркивания благородства автомобиля порой используются комбинированные рули, скажем, кожаные с деревянными или замшевыми вставками. Если кожаный руль выполнен с перфорацией, руки потеют значительно меньше. А вот замша хороша во всем, кроме практичности: уж очень быстро пачкается.

Изображение: img.freepik.com
Maserati Boomerang

Некоторые рычажки в верхней части руля, расположенные в 10 часов и в 2 часа, имеют выпуклые детали, улучшающие хват и помогающие правильно разместить руки. Однако иногда, когда инженеры переусердствуют, эти выступы становятся слишком большими и неудобными.

Изображение: img.freepik.com
Nissan Cima

Рулевые спицы — тема отдельная. Автопроизводители в экспериментах с их количеством достигали крайностей. Примеры: односпицевый руль французского Ситроена ДС или бесспицевый концепт Осмос. Японский «Субару» ХТ удивил асимметричным двухспицевым рулем-пистолетом. Оригинальность хороша, но практичность важнее. Сейчас большинство машин оснащены трех- или четырехспицевыми рулями. Два этих типа наилучшим образом подходят под нужды водителя. Форма и расположение спиц — дело индивидуальное. Например, некоторые любят расслабиться на трассе, держась одной рукой за нижнюю часть руля, что возможно при четырехспицевом варианте и невозможно при трехспицевом. Кстати, в 20-30 годах прошлого века у водителей тоже были в фаворе три или четыре спицы, что обусловлено технологией. У штурвалов дорогих автомобилей для гашения вибраций делали составные из 4-5 раздельных металлических «нитей».

Изображение: img.freepik.com
Subaru XT

Изображение: img.freepik.com
ВАЗ-2101

С появлением большего количества автомобилей руль превратился в многофункциональное устройство. Раньше на ступице руля могли быть лишь кнопки управления автоматической коробкой передач, как, например, у Эдсела 1950 года выпуска. Впоследствии началась установка множества кнопок, как у Лянча Медуза. Были и предложения превратить центр рулевого колеса в щиток приборов (концепт Мазератти Бумеранг).
В конце концов разум взял верх. Сверхсложные рули, представляющие собой мощный информационно-вычислительный комплекс, стали уделом болидов гоночных серий, типа Формулы 1. В обычной жизни снова нашёлся компромисс. Кнопки на руле современных автомобилей, отвечающие за музыку, климат, телефон, борткомпьютер, дорожные «ассистенты» и пр., разместились на верхних спицах и (или) на дополнительных секциях чуть ниже.

Изображение: img.freepik.com
Lancia Medusa

Изображение: img.freepik.com
Bentley Arnage

С местоположением кнопок можно привыкнуть со временем, а вот к их форме — сложнее. Удобно, когда у кнопок индивидуальные отличия: по размеру, стилистике, принципу качания-нажимания… Тогда их легко распознать на ощупь, не отвлекаясь от управления. На обратной стороне спиц у машин с автоматической трансмиссией часто находятся клавиши или «лепестки» переключения передач в ручном режиме. Насколько востребован данный режим — вопрос отдельный, но сам вид «переключалок» довольно удобен, особенно «лепестковый».

Изображение: img.freepik.com
Ford Interceptor

Изображение: img.freepik.com
Cadillac Escalade

Удобство управления рулевым колесом также определяется его наклоном, регулировка которого доступна во многих современных автомобилях. Функция подогрева руля, хотя и полезная в холодное время года, пока не является распространенной.

Изображение: img.freepik.com
Mitsubishi Pajero Sport

Изображение: img.freepik.com
Citroen C4 Picasso

Изображение: img.freepik.com
Kia Optima

Было бы странно, если бы руль развивался только технически и не привлекал внимания дизайнеров. В этом вопросе форма задает тон. Как ни крути, она остается круглой. Немало было попыток внедрить овальные или оквадраченные модели, а также самолетные штурвалы и джойстики. Но дерзкие решения не прижились. Зато вошло в моду рулевое колесо с усеченной нижней частью. Это оправдано не столько с эстетической точки зрения, сколько с практической. Особенно для тесных автомобилей подобная конфигурация помогает разжиться дополнительными сантиметрами пространства. Но поскольку тесно преимущественно в спортивных автомобилях, усеченный руль стал модным ориентиром для остальных.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com
Citroen Osmose

Изображение: img.freepik.com
Audi R8

Вариантов оформления немало. Два направления пользуются наибольшей популярностью: эксклюзивность и спортивность. Первое характеризуется четырьмя спицами, большим количеством кнопок, отделкой ценными материалами. Второе — тремя спицами, минимализмом в оформлении кнопок, карбоновыми вставками и контрастными строчками. Большинство доступных моделей по большей части склонны к обозначенным тенденциям. Хотя среднестатистический водитель чаще выбирает комфорт.

Изображение: img.freepik.com
Mercedes AMG GT

Руль — важная деталь, которая постоянно видна и находится в руках водителя, поэтому выбор подходящего варианта особенно актуален.