Ф-1: надежда на чудо.

«Формула 1». В ожидании чуда
Наш менталитет таков. Видимо, собираем плоды уроков из национальных сказок. Тех самых, где «по щучьему велению, по моему хотению…». Наше желание явно превосходит возможности даже сказочных героев. Подтверждением может служить реакция многих болельщиков «Формулы-1» на дебют Виталия Петрова в гонках.

Телевизионная трансляция Гран-при Малайзии еще не завершилась, а мне уже позвонили приятели. Спросили, что происходит с Петровым и когда он доберется до финиша. Говорят, за державу обидно. В связи с этим, я старался получить информацию о первых трех этапах чемпионата мира из команды Renault F1 Team.
Гран-при Бахрейна
Первый этап чемпионата мира 2010 года напоминал первую брачную ночь. Автомобили, отремонтированные по новым техническим нормам, дорабатывались практически до самого старта, и результаты предсезонных испытаний мало что могли сказать о их реальном потенциале. Renault F1 Team не являлась исключением, и Виталий Петров с Робертом Кубицей проводили тестовые сессии по индивидуальным программам. Теперь требовалось объединить результаты работы команды в единый механизм, учитывая, что Роберт и Виталий отличаются стилем вождения, а это требует различных настроек автомобилей. И поверьте, попытка сравнить значение альянса гонщика с инженером в тех «формулах», где раньше выступал Петров, с подобным дуэтом в команде «королевских гонок» совершенно бесперспективна. И этому, как говорил известный теоретик, нужно учиться, учиться и учиться.
Виталий остался недоволен результатом своей первой квалификации: пройдя во вторую сессию, он так и не попал в финальную десятку. Возможно, оппоненты вспомнят, что разрывы Петрова и Кубицы во время субботней утренней свободной тренировки были не такими большими, как в квалификации, но необходимо помнить о значении каждой из этих двух сессий и психологического прессинга на дебютанта «Формулы-1». Руководитель Renault F1 Team Эрик Буйе так прокомментировал результат квалификации: «Виталий показал максимум того, на что он сейчас способен. А что касается ошибки, попытки обогнать самого себя… Любой гонщик старается найти свой максимум — чуть быстрее зайти в поворот, чуть позже затормозить. И это вполне нормально».

Виталий Петров
© Фото: Renault F1 Team
Жизнь гонщика Формулы-1 расписана по часам, а в гоночный уик-энд — буквально по минутам. Новичку Больших призов к этому нужно привыкнуть. Нештатные ситуации иногда происходят непосредственно перед стартом. На сей раз Берни Экклстоуну показалось, что на стартовой решетке находится слишком много представителей команд, и он запретил присутствие физиотерапевтов. Это в 40-градусную жару, когда специальные меры, способствующие более комфортному состоянию гонщика, крайне желательны. За полчаса до старта в паддоке было распространено предложение пилотов о бойкоте такого решения. Пилоты предлагали вывести машины на старт и покинуть стартовую решетку, а вернуться в кокпиты непосредственно перед стартом гонки. Виталию, перед первым в его жизни Гран-при, тоже предстояло принять решение — поддержать товарищей по цеху или смириться с прихотью всесильного Берни. Нужно привыкать и к тому, что кроме непосредственно гонок, в Формуле-1 придется решать и массу других проблем.
Великолепный старт позволил Виталию отыграть шесть позиций, затем последовала стабильная езда и… сход. На одиннадцатом круге, преследуя Рубенса Баррикелло, Виталий сообщил в боксы о проблемах с передней подвеской. Инженеры, оценив данные телеметрии, сообщили продолжать атаки на Рубенса. Но через круг Виталий подтвердил неисправность правого переднего колеса и получил приказ заехать в бокс. Гонка для него завершилась. Склонный к анализу Виталий запомнил слишком широкий выход из поворота и жесткий наезд на поребрик — именно с этим эпизодом он связал причину схода. Однако технический директор Renault F1 Team Джеймс Эллисон констатировал: «Поломка произошла из-за касания рычага подвески корпусом при движении с полными баками, что привело к повреждению узла крепления. Это инженерный просчет».
Гран-при Австралии

Боксы Renault F1 Team
© Фото: Renault F1 Team
«Очень уютная атмосфера,» — рассказывает менеджер Виталия Петрова Оксана Косаченко. — Небольшой паддок, маленькие боксы. Словно вернулись в “Формулу-1” начала 80-х». На городской трассе в Альберт-парке Виталий стартовал впервые и отметил, что она сложнее, чем даже в Монте-Карло. Узкая, достаточно опасная, со специфическим, очень абразивным асфальтом. Здесь нужно знать каждую кочку, запомнить специфику покрытия на каждом участке. Без досконального знания этой трассы рассчитывать здесь на высокие результаты бессмысленно.
У Виталия уже на третьей свободной практике возникли трудности, а 18-е место в квалификации он назвал неудачным результатом. Два неплохих сегмента квалификации и ошибка в третьем. Впрочем, еще один отличный старт позволил Виталию захватить восемь позиций вверх.
Следующим этапом познания мира «Формулы-1» россиянином стал вылет с трассы, произошедший почти сразу после замены резины и установки шин с жестким составом. Не прикатанный и не прогретый комплект, мокрый участок трассы… Но была еще одна причина. Еще во время предсезонных тестов Виталий никак не мог добиться оптимальной регулировки тормозов. Регулировки менялись и на тестах, и на первом Гран-при в Бахрейне, но положительного результата добиться не удалось. Очередные попытки изменений баланса предпринимались и в Австралии. В «Формуле-1» нет места для оправданий, а максималист Эрик Буйе считает, что если любой другой пилот удерживает автомобиль на трассе, значит, так и должно быть. А вот гоночный инженер Виталия Марк Слейд взял часть вины на себя: «Мы не могли выпускать на трассу неопытного пилота с не отрегулированными тормозами. В подобной ситуации ошибка была почти запрограммирована».
Гран-при Малайзии

Боксы Renault F1 Team
© Фото: Renault F1 Team
Гонка прошла под предлогом дождя, а квалификация — под его непосредственным влиянием. В отличие от Австралии, для Виталия уик-энд начался удачно. Правильная стратегия на первой квалификационной сессии принесла шестой результат, а после того как открылись небесные впадины, спокойно ожидалась вторая часть квалификации. Борьба за выход в десятку проходила под усиливающимся дождем, и до ее окончания оставалось всего пять минут, когда Виталию из боксов указали сбросить темп и остудить шины. Затем на быстром круге Виталий попал в трафик, показал хорошие результаты на двух секторах и… решил, что время квалификации кончилось. Тем не менее, в Малайзии Петров показал свой лучший квалификационный результат — 11-е место на старте. А помните, на каких позициях на старте этой гонки разместились пилоты Ferrari и McLaren? Тактические планы инженеров играют и будут играть важную, а иногда и решающую роль в ходе и итогах гонок. А умение общаться с инженерами в ходе заезда, анализировать советы и принимать решения новичку в Ф1 еще нужно учиться, учиться и учиться.
К феноменальному старту Петрова все привыкли, поэтому о том, что Виталий сумел отыграть всего две позиции, «российский голос “Формулы-1”» Алексей Попов сообщил даже с некоторым огорчением. А о локальном сражении Петрова и Хэмилтона французские телевизионные комментаторы говорили как о самом интересном эпизоде гонки. Но после пит-стопа темп Петрова заметно упал: это было связано и с новым жестким комплектом шин (урок Австралии не прошел даром), и с начавшимися проблемами с переключением передач. А на 34-м круге на его Renault R30 отказало сцепление.
Виталию в Китае, возможно, придется непросто: в гонках GP2 в Шанхае он стартовал только один раз и не смог назвать эту трассу знакомой. Тем не менее хочется верить, что болельщики сохранят доверие к первому россиянину в «Формуле-1» и прояснят терпение. Как это сделал владелец команды Renault F1 Team Жерар Лопес: «Мы сделали ставку на пилота без опыта и известности и готовы к тому, что Виталий не финиширует в десятке гонок. Только потом сделаем выводы об его адаптации к “Формуле-1”».
Виталий Петров
© Фото: Renault F1 Team