Европейское сообщество о России.

ETCC. В Европе о России
38 пилотов из 12 стран, представители 12 компаний-производителей, участвовавшие в трех классах автомобилей, и 10 000 зрителей – вот статистика FIA European Touring Car Cup, состоявшегося в конце октября на автодроме в итальянской Адрии. К этим цифрам стоит добавить ещё одну: почти треть заявленных пилотов были россиянами.


ADRC. Автодром Adria International Raceway
© Фото: 5 колесо
В 2005 году из европейского чемпионата «Туринг» появился мировой чемпионат, но гонка континентального масштаба сохранилась под названием Кубка в двух зачетных категориях: Super 2000 и Super Production. Российским пилотам эта серия пришлась по душе, и два года назад в Валенсию отправились представители команды «Спорт-Гараж» Сергей Крылов и Андрей Николаев на автомобилях Volkswagen Golf в зачёте Super Production, а также Рустем Терегулов на BMW 320i от Schubert Motors в классе S2000. В результате двух гонок Сергей и Андрей заняли место на подиуме, хотя их класс собрал всего четыре участника. Годом позже в Эшториле представительство российских пилотов уже не было десантом, а настоящим наступлением армии: из одиннадцати гонщиков, заявленных в Super Production, восемь выступали под российским флагом. Кроме того, в «старшем» классе стартовали Михаил Ухов, Алексей Дудукало и Владимир Лабазов. Если в S2000 удача отвернулась от наших пилотов, и они не смогли пробиться в первую десятку, то в Super Production количество переросло в качество. Александр Львов одержал победу в классе, а второе место завоевал Тимур Садрединов.
По приглашению команды AIMOL Racing я посетил Adria International Raceway, рассчитывая на то, что кубковые гонки развлекут в дождливую и холодную погоду северной Италии. Численность российских пилотов в европейском Кубке выросла: по пять представителей участвовали в зачетах S2000 и Super Production. Еще трое выступали в некубковом классе Super 1600.
Прибыв на автодром, я встречаю Сашу Львова и узнаю о проблемах: на двигателе Honda Accord прошлогоднего победителя Александра Львова (ныне выступающего в классе S2000) произошел обрыв шатуна. И это ещё во время тестов! «Очень недоволен подготовкой моторов командой J.A.S., — сетует Александр. — С моделью Civic никаких проблем не было, а здесь… Мотор, конечно, восстановим, но ехать придется в щадящем режиме».
В AIMOL Racing атмосфера значительно улучшилась: штатный пилот команды Дмитрий Добровольский на тестах и свободных тренировках показывает лучшие времена в классе, лишь немного уступая ему приглашённый в команду петербуржец Аркадий Павловский.
В Super Production российская команда столкнулась с сильной конкуренцией: победу принес Фабио Фабиани на BMW 320i, опередив Алексея Басова более чем на 0,6 секунды. В классе S2000 Александр Львов занял девятую позицию, уступая лидеру Томасу Энгстрему (Honda Accord) более секунды. Томас одержал победу и на Warm Up, а Александр поднялся на пару позиций во время разминки.

ETCC. Комплект «сухих» сликов
© Фото: 5 колесо

ETCC. Аркадий Павловский
© Фото: 5 колесо
Адриа Интернэшнл Рейсвей — трасса, напоминающая по конфигурации «Мячково», но с широкими зонами безопасности, профилированными поворотами и множеством мест для обгонов. Длина кольца составляет 2702 метра, гонщикам ETCC предстоит провести две гонки по 19 кругов каждая. Стартовая решетка первой гонки определяется квалификацией, во второй — местами в первом заезде, но лидеры «переворачиваются» в обратном порядке. Плотно, жестко и быстро, как и говорилось в начале. Победу в первом заезде одерживает швед Томас Энгстрем, датчанин Мишель Нукьер на Seat Leon и соотечественник Томаса Понтус Мертч на Chevrolet Lacetti проигрывают ему меньше секунды на финише. Александр Львов занимает пятое место. В Super Production из гонки выбывает Фабиани, на финише только наши пилоты. Первый — Алексей Басов, второй — Аркадий Павловский, третий — Антон Маркин. Дмитрию Добровольскому не повезло — на первом же круге у его Opel отказал генератор.
Гонку провели в режиме экономии энергопотребления, отключив усилитель руля. Максим Цимбалов занял третье место, первое и второе места достались Йенс-Гвидо Вайманну на Ford Fiesta и Йенсу Лонинг на Citroen C2 VTS. Интересно было наблюдать за командой механиков Лонинга — Citroen обслуживали папа, мама и дедушка пилота.
Нукьер побеждает во втором заезде, Паульсен занимает вторую позицию, а Энгстрем лишь четвертый. Александр Львов финиширует седьмым. В младшем классе все пятеро россиян добрались до финиша, и вновь победил Алексей Басов. Opel Astra с логотипом AIMOL Аркадия Павловского снова занимает четвертую позицию, второе место завоевал Николай Агапов, как и Алексей, представляющий команду «Ростокино-Лада». Третье место досталось Дмитрию Добровольскому.
Жизнь на Adria International Raceway кипит: забавные формулы итальянской серии Trofeo Cadetti Monza сменяют вполне серьезную Formula Monza 1.6, а в паддоке уже дожидаются своей очереди участники Кубка Kia Rio. У победителей и призеров ETCC пресс-конференция. «Для вас был удачный сезон в России, а теперь его удалось продолжить и в Италии. Каковы ваши впечатления о гонке в Адрии?» — обращается пресс-делегат FIA Фабио Равиоли к победителю в «суперпродакшн» Алексею Басову. «Да, я выиграл в России, а теперь приехал выигрывать сюда, — не скрывает радости Алексей. — Что касается гонки, то понравилось всё: и трасса, и организация, и борьба. Правда, сравнивать не с чем — это моя первая гонка в Европе».

ETCC
© Фото: 5 колесо

Обладателем победнй в гонке стал Мишель Нукьер.
© Фото: 5 колесо
Дмитрий Добровольский занял четвёртое место в Super Production. «Опыта выступлений на таких трассах мало, и не удалось адаптироваться к характеристикам шин, — рассказывает Дмитрий. — Во время тренировок в дождь машина быстро настраивалась, а вот с ездой по сухой трассе были проблемы. Что касается трассы, то она очень понравилась: широкая и отлично проверяет гоночные навыки, интересно ехать в дождь».
Беседа о планах команды прерывается процедурой награждения. Нукьер, Энгстрем, Паульсен — так распределились места в классе Super 2000. В Super Production звучит российский гимн: на подиуме рядом с Алексеем Басовым Николай Агапов и Аркадий Павловский. Призовой финиш Аркадия — первый европейский успех команды AIMOL Racing. И это при том, что для молодой команды это первый полноценный выезд за рубеж.
Перед отъездом с автодрома Adria я задал директору компании AIMOL Петеру де Гроту вопрос о выборе автоспортивной дисциплины и марки автомобилей. «В России автомобильный спорт молод, и направление кольцевых гонок считается наиболее эффективным. Кстати, одна из задач открывающегося в России представительства AIMOL — не только маркетинг спонсирования автоспорта в вашей стране, но и возможность участия в его развитии на территории стран бывшего СНГ. Не был случайным и выбор автомобилей — марки BMW и Honda уже широко представлены в российском кольце, поэтому остановились на Opel Astra Coupe. К тому же у нас сложились очень хорошие отношения с компанией Kissling Motorsport, на базе которой готовятся наши автомобили. Пока не афишируем этот проект, но сейчас являемся дистрибьютором данной компании в России». Стоило съездить в Европу даже только для того, чтобы увидеть неподдельный интерес западных бизнесменов к российскому автоспорту и определить место наших гонщиков в европейской иерархии.
Рецепты от Петера

ETCC. Дмитрий Добровольский
© Фото: 5 колесо
Пока на трассе готовились к основным заездам, я поговорил с директором AIMOL Петером де Гротом о цели спонсирования такого дорогостоящего проекта, как автогонки. «Есть две причины, — считает Петер. — Работа гоночного двигателя в экстремальных режимах — хорошее испытание для наших масел. Своеобразный вызов. Второй аспект — маркетинговый. Мы заметили, что наша целевая аудитория — это люди, которым нравится атмосфера автомобильных гонок».
Автоспорт позволяет привлечь внимание к продукту, но главная задача — продавать больше масла AIMOL. Спонсорская программа успешна только при долгосрочности. Долгосрочные инвестиции в нынешней ситуации – огромное достижение. Люди сомневаются в истинных мотивах без явной выгоды. Мы смотрим вперед и не ждём моментального результата, внимательно следим за эффективностью бюджета, поддерживаем несколько классов в российском автоспорте и говорим о его развитии, рассматриваем спонсорство турниров. В этом нам помогает российский партнер – компания “Драйв”, а также чешская фирма WEGA.
ETCC
© Фото: 5 колесо