Эволюция внедорожных и полноприводных моделей «Лада»
Взглянув на внедорожные модификации стандартных автомобилей для города, таких как Skoda Octavia Scout, например, или Audi A6 Allroad QuattroВозникает мысль, почему бы отечественным автопроизводителям не разработать модификации с повышенной проходимостью для популярных в России переднеприводных «Лад»? Дороги часто оставляет желать лучшего даже в пределах города, а при поездках за его пределы автомобиль без внедорожных качеств практически не справится.
В действительности такие универсальные модификации уже неоднократно создавались нашими инженерами в опытном порядке. Всё началось ещё в конце восьмидесятых, когда спортсмены покоряли бездорожье на полноприводных самодельных гибридах с кузовами от «Самар» и узлами, частично заимствованными у «Нивы».
Первым автомобилем с повышенной проходимостью стал «Тарзан», появившийся в 1996 году благодаря сотрудничеству АвтоВАЗа, компании «Лада-Контур» и фирмы «DeCon». Этот уникальный автомобиль на стальной раме сочетает кузов от… ВАЗ-2108 и полноприводную трансмиссию от «НивыПодвеска была независимой как спереди, так и сзади, а под капотом находился 1,7-литровый двигатель мощностью 80 лошадиных сил. Внешний вид автомобиля был неоднозначным. Чуть позже появились аналогичные по техническим характеристикам машины, использующие кузова от других моделей. ВАЗ-2109, ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112Выпустили несколько сотен моделей «Тарзан».
В 1996 году компания «Металлик-Квадро» занималась разработкой другого полноприводного ВАЗа. Идея принадлежала спортсменам, которые предлагали сочетать кузов «Самары» с агрегатами от… Volkswagen Golf SyncroЭкземпляр второго поколения. С раздаткой, задним редуктором и задней подвеской от «Фольксвагена» и карданной передачей от ВАЗа обладал обликом модели… 21099Новинка получила имя римской богини победы — Виктория. Главным минусом стало высокое значение цены — около двадцати тысяч долларов США, в два раза больше стоимости стандартной модели.
В конце 1990-х годов на АвтоВАЗе снова обратили внимание на внедорожные версии автомобилей. В 1999 году вышел автомобиль, практически идентичный по внешнему виду базовому варианту. ВАЗ-2111Хотя высота машины увеличилась на пару сантиметров, конструкция претерпела кардинальные изменения. Подвеску и полноприводную трансмиссию новое авто получило от «гольфа», но раздатка производства собственного завода была установлена. С течением времени практически отказались от импортных деталей — задний редуктор и подвеска стали отечественными, за исключением вискомуфты GNK, которая по-прежнему заказывали за границей. Прототипы ВАЗ-2111 с полным приводом часто участвовали в выставках. АвтоВАЗ планировал наладить мелкосерийное производство модели и продавать ее по цене около 8500 долларов, но осуществить это не удалось.
Второстепенным участником стал автомобиль Lada Kalina 4WD, дебютировавший на Московском автосалоне в 2007 году. Новинка получила подвеску с треугольными рычагами спереди и двухрычажной сзади, увеличенным на 15 мм клиренсом, полным приводом и 1,8-литровым двигателем мощностью 100 лошадиных сил. В остальном это была обычная «Калина», однако доработки оказались настолько дорогими, что руководство приняло решение отказаться от ее серийного производства.
Бывший инженер ВАЗа Юрий Костюкович построил уникальную машину – двухмоторную полноприводную «Калину». Вместо задних кресел обычного пятидверного хэтчбека установил дополнительный стандартный 1,4-литровый двигатель с коробкой передач. Данный мотор передает крутящий момент на задние колеса, обеспечив постоянный полный привод и суммарную мощность в 178 л. с.
Тольяттинская компания «Торгмаш» разработала хэтчбек Lada Kalina TMS 4WD Turbo с турбированным двигателем ВАЗ объемом 1,6 литра, полноприводной трансмиссией на базе узлов и агрегатов Toyota Celica и Toyota RAV4, оригинальной задней подвеской, доработанным рулевым управлением и тормозами.
Несколько лет тому назад настал момент для модели. Лада Калина КроссВ Тольятти решили, что внедорожной версии можно обойтись без полного привода, поэтому основная задача заключалась в увеличении дорожного просвета. Самые смелые прототипы были подняты почти на 6 см по сравнению с обычной «Калиной». Разработка проекта длилась долгое время и даже остановилась на некоторое время, но в 2013 году снова возобновилась. В результате работы модель была запущена в серию. Доработки оказались минимальными, поэтому купить «Ладу Калину Кросс» можно уже за 409 000 рублей.
Необходимо упомянуть ещё о машине под названием «Богдан-2111 Кросс». Завод «Богдан», расположенный в Украине, выпускал лицензионные копии «Лады» и другие автомобили. Отличие «Кросса» от обычного « Богдана-2111Автомобиль получил увеличенный клиренс на 20 и 30 мм спереди и сзади соответственно, а также новый обвес в цвет кузова. Доплачивать за эти изменения следовало бы менее 30 тысяч рублей. Проект так и не вышел в серию, выпущены были лишь несколько образцов.