Эволюция систем контроля скорости от секундомеров до современных технологий
С появлением первых автомобилей остро встал вопрос регулирования их движения.
В Лондоне полицейский на велосипеде преследовал нарушителя, превысившего установленную скорость движения в четыре раза. В то время разрешенная скорость составляла 2 мили в час, а полиция определяла нарушение визуально, так как других способов контроля скорости в XIX веке не существовало.
Секундомеры и скоростемеры
Появление технологий измерения скорости транспорта связано с ростом количества машин и их скоростей. Автомобилизация, строительство дорог и другие процессы сделали визуальное определение скорости невозможным. В докомпьютерную эпоху механические приборы управляли миром, и у полицейских появился секундомер. Сотрудник полиции отмечал расстояние на дороге с помощью вешек, километровых столбов или краски на асфальте, а потом замерял время прохождения расстояния автомобилем. Позже появилась специальная таблица для быстрого перевода секунд в скорость. В 60-х годах XX века секундомер был переработан, соединив таблицу и часы в одном устройстве — скоростемере. Прибор показывал скорость транспортного средства стрелкой вместо привычных секунд.
Радары
Первые радары для контроля скорости автомобилей появились на лондонских улицах 20 января 1958 года. Это устройство впечатляющих размеров фиксировало и записывало превышение скорости. Параллельно с англичанами над аппаратурой с таким функционалом работал голландский гонщик Морис Гетсонидес — основатель компании Gatsometer BV, которая начала производить дорожные камеры для работы полиции. Изначально он разработал этот прибор для фиксации собственной скорости на тренировках при поворотах, но вовремя сообразил, что подобные технологии могут принести больше пользы, если адаптировать их под нужды полиции. Так идея реализовалась на государственном уровне. С этого момента водители начали проявлять творческий подход: началась эра радар-детекторов, определяющих место установки приборов контроля скорости.

В 1972 году в СССР появились первые радары. Прибор выявлял превышение скорости и подавал световой сигнал сотруднику ГАИ о необходимости остановить автомобиль жезлом. Точная скорость и номер автомобиля не фиксировались: только превысил или нет. В настоящее время, когда на участке дороги ежеминутно проезжают сотни машин, такой принцип работы кажется устаревшим, но тогда автомобилей было значительно меньше, поэтому определить нарушителя было вполне реально.
На российских дорогах началась эпоха «фена» — ручного радара, которым полицейский измерял скорость и показывал результат водителю прямо на устройстве. К кому принадлежала эта скорость, оставалось загадкой — вся информация хранилась на служебном положении инспектора и его честности. Жалоб было много, поэтому в 2016 году глава МВД Владимир Колокольцев запретил их использование из-за жалоб водителей. В России к тому времени уже активно развивались куда более точные технические средства контроля правил дорожного движения — комплексы фотовидеофиксации.

Комплексы фотовидеофиксации
30 сентября 1996 года в России прошли первые испытания дорожной камеры, завершившиеся весьма успешно. Прототип автоматического комплекса фотовидеофиксации, установленный на штативе, был подключен к компьютеру. Устройство определяло скорость движения автомобиля и фиксировало его государственный регистрационный знак. Это событие стало началом оснащения российских дорог камерами.
Массовое использование комплексов фотовидеофиксации началось в 2008 году после утверждения федеральной программы обеспечения безопасности дорожного движения. Тогда ежегодно на дорогах погибало более 30 000 человек, и требовались немедленные меры по снижению смертности в результате ДТП. Дорожные камеры способны оперативно и точно влиять не только на очаги аварийности, но и на культуру вождения в целом. Внедрение технических средств контроля соблюдения ПДД повысило уровень безопасности дорожного движения, и спустя 15 лет смертность на российских дорогах сократилась вдвое. По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ, в 2023 году в ДТП на российских дорогах погибло 14 504 человека. Это всё ещё много. В 2023 году превышение скорости водителями стало причиной 24 054 аварий. Поэтому повышение безопасности дорожного движения с использованием современных технологий остаётся приоритетом в России.

За 15 лет работы комплексов фотовидеофиксации изменились не только дорожные условия, но и сами устройства: сегодня определения номера и скорости уже недостаточно. Первые комплексы могли фиксировать лишь одну полосу движения, тогда как современные — до пяти-шести. Сейчас акцент делается на качестве фото- и видеоматериалов, которые доказывают нарушение правил дорожного движения. С развитием технологий число выявляемых нарушений ПДД растет: непристёгнутый ремень безопасности, использование мобильного телефона, нарушение разметки, выезд на встречную полосу и обочину и многое другое. Нейросеть распознаёт нарушения, например, непристёгнутый ремень безопасности: перед внедрением такого вида фиксации нейросеть обучалась на полумиллионе эталонных изображений и продолжает обучение. Качество технологий растет, алгоритмы распознавания постоянно совершенствуются.
Нейросеть определяет непристёгнутый ремень безопасности на первом этапе. На втором этапе фото- и видеоматериалы с комплексов фотовидеофиксации проверяются вручную. Затем отобранные материалы передают инспектору ГАИ, который принимает решение о штрафе. В комплексах Московской области нейросеть обучена распознавать зону крепления ремня безопасности к корпусу автомобиля за плечом водителя. Если ремень пристёгнут, нейросеть это определит точно.
Какова современная функциональность дорожных камер?
Это сложное техническое устройство с камерой, модулем передачи данных, модулем ГЛОНАСС и модулем определения скорости. Это целый компьютер, к которому можно подключить датчики уровня шума, состояния окружающей среды, температуры воздуха, освещения и другие. В Московской области дороги оснащены комплексами фотовидеофиксации «Азимут 4». Комплексы способны распознавать 51 вид нарушений правил дорожного движения, в том числе с использованием нейросетей. Например, непристёгнутый ремень безопасности, использование телефона за рулём, езду без шлема на мототранспорте и другие. Одновременно один комплекс может фиксировать все типы нарушений ПДД на каждом участке дороги. Погрешность при фиксации скорости комплексом составляет всего 1 км/ч на всём диапазоне измеряемых скоростей.

Безопасное будущее — в технологиях
Россия обладает 1 579 800 километрами дорог, и ежегодно появляются новые высокоскоростные участки и трассы. Постоянное размещение полицейских патрулей по всей протяжённости невозможно. Однако это не требуется: десятки исследований подтвердили эффективность комплексов фотовидеофиксации в сокращении количества ДТП, погибших и раненых в них. Камеры дисциплинируют водителей соблюдать правила дорожного движения. По словам директора департамента безопасности дорожного движения и аналитики «МВС Груп», оператора подмосковной системы фотовидеофиксации нарушений ПДД Александра Домбровского, уже через две-три недели после установки комплексов фотовидеофиксации на участках дорог отмечается существенное снижение нарушений правил дорожного движения. В итоге — шестикратное уменьшение числа нарушений ПДД за полгода.

«У нас есть экспертные и научные оценки. В местах расположения средств фотовидеофиксации аварийность и смертность снижаются на десятки процентов. Общемировой опыт показывает, что камеры повышают дисциплину водителей и позволяют снижать скорость. Это реальный факт, поэтому мы считаем их применение эффективным», — отмечает заместитель начальника Госавтоинспекции МВД России Олег Понарьин.
Безопасность дорожного движения и снижение аварийности — важная задача для России. Национальный проект «Безопасные качественные дороги» ставит перед региональными властями эту амбициозную цель. Новый указ президента устанавливает цель: к 2030 году смертность на российских дорогах должна уменьшиться в полтора раза по сравнению с показателем 2023 года, а к 2036 году — вдвое. Нацпроект также предусматривает увеличение количества дорожных камер к 2030 году. Сейчас на российских дорогах используется около 30 тысяч комплексов фотовидеофиксации.