Эволюция рулевого управления в гоночных Porsche за семь десятилетий

Автомобильные гонки — это испытательный полигон для решений, которые впоследствии становятся обычным элементом «гражданских» автомобилей. Рулевое колесо не является исключением.

Изображение: img.freepik.com

В начале истории автоспорта к рулю предъявлялись лишь практические требования: управлять передними колёсами. Porsche Считали, что «баранка» должна быть не только удобной, но и эстетичной. Достаточно взглянуть на творение Фердинанда Порше 1948 года — модель 356 № 1 Roadster. В спортивной версии этого автомобиля использовалось такое же рулевое колесо, как на серийной модели. Да и на других гоночных автомобилях Porsche середины прошлого века в основном применялись обычные рули.

Изображение: img.freepik.com
В 1951 году Porsche 356 одержала победу в «24 часах Ле-Мана» в классе до 1100 см3, а руль этой модели отвечал за управление передними колесами.

Изображение: img.freepik.com
Рулевое колесо Porsche 550 Spider — классика своего времени.

Изображение: img.freepik.com
В 1957 году Porsche дебютировал в «Формуле-1», участие компании в королевских гонках продолжалось до 1962 года. Глядя на современные кабины и рули F1, остается только удивляться мастерству и отваге гонщиков шестидесятых годов.

Конструкция развивалась, но только в одном направлении — упрощении управления передними колесами. Porsche 917Машины, не знавшие себе равных в гонках на выносливость в период с 1970 по 1971 год, оснащались трехваQuelles штурвалами уменьшенного диаметра без дополнительных функций. «Трудно поверить, но серьезные разработки в этой области начались только в 2000 году. С тех пор произошли огромные изменения», — говорит директор автоспортивной программы Porsche Паскаль Цурлинден.

Изображение: img.freepik.com
Лимитированная серия дорожных Porsche 911 GT1 предназначена для получения омологации спортивного автомобиля для соревнований 1996-1998 годов.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com
В серийных моделях автомобилей марки Porsche устанавливают стандартные спортивные или слегка модифицированные рули.

Прошли два десятка лет — обтянутая кожей «баранка» превратилась в многофункциональный контроллер. В Вайссахе сразу два опытных специалиста занимаются вопросами эргономики и функционала рулевого колеса. Лучше всего оценить прогресс в этой области могут ветераны автомобильного спорта, например, нынешний посол марки Porsche Тимо Бернхард — двукратный чемпион FIA World Endurance Championship и трехкратный победитель гонки «24 часа Ле-Мана». «В 1999 году я, будучи еще юниором, выступал в первенстве Porsche Carrera Cup. Тогда на руле наших автомобилей не было ни кнопок радиосвязи, ни лепестков переключения передач. Заезжая на пит-лейн, мы должны были ориентироваться только на показания спидометра — кнопки включения системы, ограничивающей скорость, тоже не было», — рассказывает Тимо. К сезону 2001 года кубковый Porsche получил на руле кнопку радиосвязи, в 2004‑м Porsche 911 GT3 RSR В американской серии «Ле-Ман» количество органов управления увеличилось до шести. Переключатели и кнопки размещались в стандартных спортивных рулях, которые можно было купить без изменений. Но это стало началом: подобные решения стали всё более значимыми, и сейчас разработчики стремятся сделать руль не только функциональным, но и удобным для интуитивного управления гонщиками.

Изображение: img.freepik.com
Порше 911 RSR с расположением двигателя посередине, предназначен для участия в классе LM-GTE чемпионата FIA WEC. Руль оснащен информационным дисплеем и панелью переключателей.

«Всё это похоже на ситуацию с домашним телевизором, — говорит Паскаль Цурлинден. — Пульты дистанционного управления получают всё больше кнопок для приложений, Amazon Prime и прочего. Тем не менее, мы быстро привыкаем к ним. Если покупаю другую модель той же марки, то сразу понимаю, как ею пользоваться. В Porsche поступают аналогично. Так как расположение кнопок и переключателей всегда следует определённой схеме, гонщики, пересаживаясь из одной модели автомобиля в другую, не сталкиваются с трудностями».

Изображение: img.freepik.com
Cockpit победившей на гонке «24 часа Ле-Мана» в 1998 году Porsche 911 GTI 98.

При определении мест расположения органов управления первостепенное значение имеет мнение пилотов, которые во время разработки предлагают ценные советы для обеспечения оптимальной эргономики.
Вначале устанавливаются места для четырех основных кнопок: ограничителя скорости на пит-лейне, ограничения скорости под желтыми флагами, запуска и выключения двигателя и радиосвязи. Затем по приоритетам распределяются места для остальных органов управления. Некоторые функции выполняются комбинациями клавиш, подобно Ctrl+Alt+Del на персональном компьютере.
В 2012 году заводской пилот Porsche Ромен Дюма на собственном опыте оценил важность эргономики кнопок на руле: «Я тогда выступал за рулем Porsche 911 GT3 R и лидировал в горной гонке «Пайкс-Пик». Но в верхней части трассы пошел дождь, а затем и снег. И гонку я проиграл. Почему? На руле была установлена кнопка стеклоочистителей. Ее надо было нажимать одну секунду, чтобы перевести стеклоочистители в прерывистый режим, и три секунды, чтобы включить непрерывный режим работы. Это было слишком сложно. На «Пайкс-Пик» один поворот следует за другим, и, пока я включил стеклоочистители, прошло много времени», — рассказывает француз, который уже четыре раза становился победителем в подъеме на эту вершину в штате Колорадо.
Этот опыт был важен и заставил разработчиков существенно изменить подход к этой задаче.

Изображение: img.freepik.com
Руль Porsche GT3 R от команды Manthey Racing оснащён большей частью регуляторов на панели управления, а минимумом — на центральной консоли.

Неудивительно, что сегодня пилоты с самого начала участвуют не только в определении схемы расположения органов управления, но и в составлении инструкций по эксплуатации. Например, инструкция к рулевому колесу Porsche 911 RSR, на котором располагается более трех десятков органов управления, состоит из 27 страниц. «Все это довольно быстро запоминается, что позволяет полностью сосредоточиться на управлении», — утверждает заводской пилот Мэтт Кемпбелл. — «И все благодаря тому, что участвуем в процессе разработки». Пилоты Porsche часто принимают участие в гонках на выносливость, поэтому управление должно быть не только интуитивным, но и максимально легким, не вызывать физического напряжения. При выборе новой схемы расположения органов управления на руле это является главной задачей. С заводскими программами участия в гонках все понятно, но и с автомобилями, такими как Porsche 911 GT3 R, используемыми в соревнованиях клиентскими командами, также ведется серьезная работа. Рулевое колесо должно быть удобным для всех. В ходе разработки важно найти соответствующий компромисс.

Изображение: img.freepik.com
Штурвал Porsche 919 Hybrid Evo не уступает по функциям рулю «Формулы-1». Рекуперация режимов и управление мощностью аккумулятора, контроль тяги на передней и задней оси, изменение картографии топливной системы и настроек усилителя руля, баланс тормозов… Все это выполняется с помощью панели руля. На нем расположено около трех десятков кнопок, переключателей и лепестков.

За десятилетия рули изменились не только по функциональности, но и по форме, а также используемым материалам. Круглое колесо с деревянным ободом стало контроллером, похожим на лежащую восьмерку — нечто вроде штурвала самолета. Новые образцы, оснащенные десятками органов управления, благодаря алюминию и карбону оказались легче старых.

Изображение: img.freepik.com

В современных гоночных автомобилях руль легко снимается для быстрой и безопасной эвакуации водителя или посадки его в машину. Связь между рулём и электроникой авто осуществляется через CAN-шину, по которой обмен данными происходит по одному проводу. В современном 911 RSR на руле находится более 30 органов управления, которые применяются в определённых комбинациях для регулирования функций автомобиля.