Эволюция рулевого управления в гоночных Porsche за семь десятилетий
Автомобильные гонки — это испытательный полигон для решений, которые впоследствии становятся обычным элементом «гражданских» автомобилей. Рулевое колесо не является исключением.

В начале истории автоспорта к рулю предъявлялись лишь практические требования: управлять передними колёсами. Porsche Считали, что «баранка» должна быть не только удобной, но и эстетичной. Достаточно взглянуть на творение Фердинанда Порше 1948 года — модель 356 № 1 Roadster. В спортивной версии этого автомобиля использовалось такое же рулевое колесо, как на серийной модели. Да и на других гоночных автомобилях Porsche середины прошлого века в основном применялись обычные рули.



Конструкция развивалась, но только в одном направлении — упрощении управления передними колесами. Porsche 917Машины, не знавшие себе равных в гонках на выносливость в период с 1970 по 1971 год, оснащались трехваQuelles штурвалами уменьшенного диаметра без дополнительных функций. «Трудно поверить, но серьезные разработки в этой области начались только в 2000 году. С тех пор произошли огромные изменения», — говорит директор автоспортивной программы Porsche Паскаль Цурлинден.



Прошли два десятка лет — обтянутая кожей «баранка» превратилась в многофункциональный контроллер. В Вайссахе сразу два опытных специалиста занимаются вопросами эргономики и функционала рулевого колеса. Лучше всего оценить прогресс в этой области могут ветераны автомобильного спорта, например, нынешний посол марки Porsche Тимо Бернхард — двукратный чемпион FIA World Endurance Championship и трехкратный победитель гонки «24 часа Ле-Мана». «В 1999 году я, будучи еще юниором, выступал в первенстве Porsche Carrera Cup. Тогда на руле наших автомобилей не было ни кнопок радиосвязи, ни лепестков переключения передач. Заезжая на пит-лейн, мы должны были ориентироваться только на показания спидометра — кнопки включения системы, ограничивающей скорость, тоже не было», — рассказывает Тимо. К сезону 2001 года кубковый Porsche получил на руле кнопку радиосвязи, в 2004‑м Porsche 911 GT3 RSR В американской серии «Ле-Ман» количество органов управления увеличилось до шести. Переключатели и кнопки размещались в стандартных спортивных рулях, которые можно было купить без изменений. Но это стало началом: подобные решения стали всё более значимыми, и сейчас разработчики стремятся сделать руль не только функциональным, но и удобным для интуитивного управления гонщиками.

«Всё это похоже на ситуацию с домашним телевизором, — говорит Паскаль Цурлинден. — Пульты дистанционного управления получают всё больше кнопок для приложений, Amazon Prime и прочего. Тем не менее, мы быстро привыкаем к ним. Если покупаю другую модель той же марки, то сразу понимаю, как ею пользоваться. В Porsche поступают аналогично. Так как расположение кнопок и переключателей всегда следует определённой схеме, гонщики, пересаживаясь из одной модели автомобиля в другую, не сталкиваются с трудностями».

При определении мест расположения органов управления первостепенное значение имеет мнение пилотов, которые во время разработки предлагают ценные советы для обеспечения оптимальной эргономики.
Вначале устанавливаются места для четырех основных кнопок: ограничителя скорости на пит-лейне, ограничения скорости под желтыми флагами, запуска и выключения двигателя и радиосвязи. Затем по приоритетам распределяются места для остальных органов управления. Некоторые функции выполняются комбинациями клавиш, подобно Ctrl+Alt+Del на персональном компьютере.
В 2012 году заводской пилот Porsche Ромен Дюма на собственном опыте оценил важность эргономики кнопок на руле: «Я тогда выступал за рулем Porsche 911 GT3 R и лидировал в горной гонке «Пайкс-Пик». Но в верхней части трассы пошел дождь, а затем и снег. И гонку я проиграл. Почему? На руле была установлена кнопка стеклоочистителей. Ее надо было нажимать одну секунду, чтобы перевести стеклоочистители в прерывистый режим, и три секунды, чтобы включить непрерывный режим работы. Это было слишком сложно. На «Пайкс-Пик» один поворот следует за другим, и, пока я включил стеклоочистители, прошло много времени», — рассказывает француз, который уже четыре раза становился победителем в подъеме на эту вершину в штате Колорадо.
Этот опыт был важен и заставил разработчиков существенно изменить подход к этой задаче.

Неудивительно, что сегодня пилоты с самого начала участвуют не только в определении схемы расположения органов управления, но и в составлении инструкций по эксплуатации. Например, инструкция к рулевому колесу Porsche 911 RSR, на котором располагается более трех десятков органов управления, состоит из 27 страниц. «Все это довольно быстро запоминается, что позволяет полностью сосредоточиться на управлении», — утверждает заводской пилот Мэтт Кемпбелл. — «И все благодаря тому, что участвуем в процессе разработки». Пилоты Porsche часто принимают участие в гонках на выносливость, поэтому управление должно быть не только интуитивным, но и максимально легким, не вызывать физического напряжения. При выборе новой схемы расположения органов управления на руле это является главной задачей. С заводскими программами участия в гонках все понятно, но и с автомобилями, такими как Porsche 911 GT3 R, используемыми в соревнованиях клиентскими командами, также ведется серьезная работа. Рулевое колесо должно быть удобным для всех. В ходе разработки важно найти соответствующий компромисс.

За десятилетия рули изменились не только по функциональности, но и по форме, а также используемым материалам. Круглое колесо с деревянным ободом стало контроллером, похожим на лежащую восьмерку — нечто вроде штурвала самолета. Новые образцы, оснащенные десятками органов управления, благодаря алюминию и карбону оказались легче старых.

В современных гоночных автомобилях руль легко снимается для быстрой и безопасной эвакуации водителя или посадки его в машину. Связь между рулём и электроникой авто осуществляется через CAN-шину, по которой обмен данными происходит по одному проводу. В современном 911 RSR на руле находится более 30 органов управления, которые применяются в определённых комбинациях для регулирования функций автомобиля.