Эволюция рулей спортивных автомобилей Porsche за семьдесят лет

В автоспорте испытываются решения, которые затем становятся распространенным элементом обычных машин. Руль – не исключение.

В начале автомобильного спорта к рулю предъявлялись лишь практические требования — управление передними колёсами. Porsche Считали, что «баранка» должна быть не только удобной, но и красивой. Достаточно взглянуть на создание Фердинанда Порше 1948 года — модель 356 № 1 Roadster. В спортивной версии этого автомобиля использовалось рулевое колесо, как на серийной модели. На других гоночных автомобилях Porsche середины прошлого века преимущественно применялись обычные рули.



Конструкция развивалась, однако лишь с целью упростить управление передними колесами. Porsche 917Автомобили, не имевшие соперников в гонках на выносливость в период с 1970 по 1971 год, обладали трехваQuelles рулями уменьшенного диаметра без дополнительных функций. «Трудно поверить, но серьезные разработки в этом направлении начались только в 2000 году. С тех пор произошли огромные изменения», — делится директор автоспортивной программы Porsche Паскаль Цурлинден.



Прошло каких-то два десятка лет — обтянутая кожей «баранка» превратилась в многофункциональный контроллер. В Вайссахе сразу два опытных специалиста занимаются вопросами эргономики и функционала рулевого колеса. Лучше всего оценить прогресс в этой области могут ветераны автомобильного спорта, например, нынешний посол марки Porsche Тимо Бернхард — двукратный чемпион FIA World Endurance Championship и трехкратный победитель гонки «24 часа Ле-Мана». «В 1999 году я, будучи еще юниором, выступал в первенстве Porsche Carrera Cup. Тогда на руле наших автомобилей не было ни кнопок радиосвязи, ни лепестков переключения передач. Заезжая на пит-лейн, мы должны были ориентироваться только на показания спидометра — кнопки включения системы, ограничивающей скорость, тоже не было», — рассказывает Тимо. К сезону 2001 года кубковый Porsche получил на руле кнопку радиосвязи, в 2004‑м… Porsche 911 GT3 RSR В американской серии «Ле-Ман» число органов управления увеличилось до шести. Переключатели и кнопки размещались на обычных модифицированных спортивных рулях, которые можно было купить отдельно. Но это стало лишь началом — подобные решения стали всё более актуальными, и сегодня разработчики стремятся сделать руль максимально функциональным и интуитивно понятным для гонщиков.

«Всё это похоже на телевизор дома,— говорит Паскаль Цурлинден. — Пульта дистанционного управления всё больше кнопок появляются для приложений, Amazon Prime и прочего. Тем не менее мы быстро привыкаем к ним. Если я покупаю другую модель той же марки, то сразу понимаю, как ею пользоваться. В Porsche так поступаем аналогично. Так как расположение кнопок и переключателей всегда следует определённой схеме, гонщики, пересаживаясь из одной модели в другую, не сталкиваются с какими-либо проблемами».

При определении расположения органов управления первостепенное значение имеет мнение пилотов, которые во время разработки предлагают ценные советы по обеспечению оптимальной эргономики. Сначала определяется место для четырех основных кнопок: ограничителя скорости на пит-лейне, ограничения скорости под желтыми флагами, запуска и выключения двигателя и радиосвязи. Затем по списку приоритетов распределяются места для остальных органов управления. Некоторые функции активируются комбинациями клавиш, подобно комбинации Ctrl+Alt+Del на персональном компьютере.
В 2012 году заводской пилот Porsche Ромен Дюма на собственном опыте оценил важность эргономики кнопок на руле: «Я тогда выступал за рулем Porsche 911 GT3 R и лидировал в горной гонке “Пайкс-Пик”. Но в верхней части трассы пошел дождь, а затем и снег. И гонку я проиграл. Почему? На руле была установлена кнопка стеклоочистителей. Ее надо было нажимать одну секунду, чтобы перевести стеклоочистители в прерывистый режим, и три секунды, чтобы включить непрерывный режим работы. Это было слишком сложно. На “Пайкс-Пик” один поворот следует за другим, и, пока я включил стеклоочистители, прошло много времени», — рассказывает француз, который уже четыре раза становился победителем в подъеме на эту вершину в штате Колорадо. Это был важный опыт, заставивший разработчиков существенно изменить подход к конкретной задаче.

Неудивительно, что сегодня пилоты с самого начала участвуют не только в определении схемы расположения органов управления, но и в составлении инструкций по эксплуатации. Например, инструкция к рулевому колесу Porsche 911 RSR, на котором располагается более трех десятков органов управления, состоит из 27 страниц. «Все это довольно быстро запоминается, что позволяет полностью сосредоточиться на управлении», — утверждает заводской пилот Мэтт Кемпбелл. — «И все благодаря тому, что участвую в процессе разработки». Пилоты Porsche часто принимают участие в гонках на выносливость, поэтому управление должно быть не только интуитивным, но и максимально легким, не вызывать физического напряжения. При выборе новой схемы расположения органов управления на руле это является главной задачей. С заводскими программами участия в гонках все понятно, но и с автомобилями, такими как, например, Porsche 911 GT3 R, используемыми в соревнованиях клиентскими командами, также ведется серьезная работа. Рулевое колесо должно быть удобным для всех. В ходе разработки важно найти соответствующий компромисс.

В последние десятилетия рули претерпели изменения не только в функциональности. Форма и материалы изготовления тоже многократно менялись, адаптируясь к конкретным условиям. Круглое деревянное рулевое колесо постепенно сменилось контроллером, форма которого напоминает лежащую на боку восьмерку — что-то похожее на штурвал самолёта. Если сравнивать старые и новые образцы, сложно поверить, что новые, оснащённые десятками органов управления, благодаря алюминию и карбону, оказываются легче старых, — говорит Паскаль Цурлинден.

В современных гоночных машинах руль легко снимается для быстрого покидания или входа в машину. Связь между рулем и электроникой реализуется по CAN-шине, то есть обмен данными происходит по одному проводу. В современном 911 RSR на руле более тридцати органов управления, которые в разных комбинациях управляют различными функциями машины.