Эволюция российских универсалов: от Москвича-423 до Лада Веста

Запуск новой модели «Лада Веста SW» – самое заметное событие в российском автопроме этого года. Первый серийный отечественный универсал появился в 1957 году: Московский завод малолитражных автомобилей начал выпуск модели «Москвич-423».

Москвич-423

Ещё на этапе разработки седана «Москвич-402В голову пришла мысль превратить его в фургон, столь необходимый народному хозяйству, а из фургона, придерживаясь максимальной унификации, – универсал. По этой причине машина должна была соответствовать донору: пассажирам на оба ряда сидений предстояло попадать через две двери, а для багажа предусматривалась открывающаяся вверх «калитка». В итоге тяжелую подъемную створку признали неудобной и даже опасной, а одинокую пару пассажирских дверей – лишающей всю возможную универсальность кузова.

Таким образом, по пути к конвейеру первый советский легковой универсал … Москвич-423Кузов подвергся кардинальным изменениям: для пассажиров заднего ряда установили отдельные двери, а багажник открывается влево вместо вверх. Форма боковых задних дверей и водосточные желобки остались прежними, как у седана, в целях унификации. Однако разработка не завершилась этим, и появилось…

Москвич-411

ПолResumeLayout «411», имевший полный привод, стал одним из первых внедорожников с несущим кузовом. На конвейер он встал в 1958 году, почти одновременно с модернизацией базового универсала. Производство завершилось в 1963 году — за это время было выпущено полторы тысячи экземпляров модели.

Подвеска «Москвича-411» состояла из двух неразрезных мостов на рессорах, а полный привод был жестко подключаемый с понижающей передачей. Автомобиль считался идеальным для руководителя уровня председателя колхоза, которому по долгу службы приходится объезжать обширные территории хозяйства. На сравнительных испытаниях «Москвич» даже превзошел по проходимости легендарный вездеход. ГАЗ-69!

ГАЗ-22 «Волга»

Универсал ГАЗ-22Производство автомобиля «Волга» проходило в Горьком с 1962 по 1970 год. Автомобиль предназначен был исключительно для государственных структур: скорой помощи, такси и торговых организаций. Тем не менее, бывали случаи попадания универсалов в частные руки — обычно это были автомобили, снятые с автобаз.

Выпуск ГАЗ-22 стал возможен после прекращения выпуска предыдущей модели. ГАЗ-12 «ЗИМ»Бывшие санитарные машины переоборудовались в кареты скорой помощи, так как новая «Чайка» ГАЗ-13 для государства оказалась слишком дорогой.

Универсал значительно отличался по конструкции от обычного седана. ГАЗ-21За средней стойкой кузова это был по сути другой автомобиль, даже панель пола была изменена. Из-за этого потребовалось внедрить много новых операций при производстве. Для универсалов смонтировали дополнительный участок отдельно от основного конвейера, а себестоимость модели выросла. Несмотря на это, государство сочло приемлемыми такие расходы, ведь ГАЗ-22 был в то время практически единственным пригодным для «скорой помощи» автомобилем.

Москвич-426/427

«Москвичи» моделей 426 и 427 являлись «универсальными» версиями седанов 408 и 412В 1967 году, при запуске в производство, московские автомобили почти не имели конкурентов: «Волги» не продавались частным лицам, а на тольяттинском заводе только началось строительство первого корпуса, до выпуска универсалов было еще далеко.

На ранних моделях автомобилей багажная дверь делилась на две части, которые открывались в разные стороны. Позже задняя дверь стала единой и открывалась вверх.

Москвичи того времени неплохо продавались за границу. Зарубежные версии универсалов отличались, например, наличием четырех фар вместо двух. Различия между двумя моделями заключались в двигателе и внешнем оформлении кузова. Со временем издержки унификации привели к единому дизайну. В 1971 году к производству универсалов присоединился Тольятти.

ВАЗ-2102 «Жигули»

Тольяттинская машина — это Fiat 124 FamiliareДоработанный по той же схеме, что и превратившийся в «копейку» простой «сто двадцать четвертый», универсал к семидесятым годам уже не был техникой только для государства. Поэтому здесь царили совсем другие масштабы производства. За период с 1971 по 1986 год. ВАЗ-2102Его тираж превысил 650 тысяч экземпляров.

Кузов машины отличался тем, что к раскладывающемуся в ровную площадку заднему сиденью прилагалась багажная дверь, доходящая до пола багажника. Такое исполнение заметно упрощало погрузку-выгрузку. Модель предлагалась с разными силовыми агрегатами, оформлением интерьера и расположением руля.

ГАЗ 24-02 «Волга»

Проектирование новой модели Горьковского завода претерпело существенные изменения. В данном случае разрабатывалось не просто отдельная машина, а целый модельный ряд, состоящий из седана, универсала и его модификации для санитарных целей. ГАЗ-24-02 встал на конвейер в 1972 году.

В грузопассажирской модели организация внутреннего пространства салона значительно отличалась. Вместо двух рядов сидений в новом универсале «Волга» использовали трехрядную семиместную компоновку. Два задних ряда представляли собой легко трансформируемые раздельные сиденья с обивкой из кожзаменителя, уступающие в удобстве дивану седана. При полной раскладке получалась ровная грузовая площадка, а запасное колесо можно было извлечь через отдельный люк под багажной дверью.

Москвич-2136/2137

Новый автомобиль завода АЗЛК создан путем соединения кузова моделей 426/427 с передней частью и салоном нового седана. 2140Производство модели началось в 1976 году. В отличие от грузопассажирских машин прошлого поколения, у неё появились новые дверные ручки и передние стекла без форточек. Двигатели для машин… 2136 и 2137Перешли по наследству от моделей «четыреста восемьдесят седьмой» и «четыреста два двенадцатой».

Универсал примечателен тем, что производился на собственном конвейере, отличном от основного. Благодаря этому его выпуск был ограничен, но все же он попал в историю как универсал с наибольшим тиражом в СССР.

Читайте дальше: Продолжение рассмотрения истории советских многоцелевых машин. .