Эволюция российских универсалов: от Москвича-423 до Лада Веста

Выпуск новой «Лады Веста SW» — самое значимое событие российского автопрома в этом году. Впервые серийный отечественный универсал появился 60 лет назад: в 1957 году Московский завод малолитражных автомобилей начал выпуск модели «Москвич-423».

Читайте дальше: Начало работы над обзором «Отечественные универсалы». .

ВАЗ-2104 «Жигули»

В восьмидесятых годах прошлого века, следуя тогдашним трендам, тольяттинские автопроизводители приступили к модернизации «Жигулей». В 1984 году с конвейера сошел обновленный универсал, который получил индекс… ВАЗ-2104Автомобиль имел конструкцию, идентичную модели ВАЗ-2102, но отличался формой передней части и новыми внешними панелями кузова. Передние стекла лишились форточек, салон получил новые сиденья с съемными подголовниками, другую переднюю панель и обивку дверей. С 1999 по 2004 год выпускалась мелкосерийная дизельная модификация. Универсал ВАЗ-2104 являлся долгожителем: производство модели завершилось только в 2012 году.

ГАЗ-31022 «Волга»

Если седан ГАЗ-31029Модель «Волга» являлась двадцать четвёртой и отличалась заменой почти всех наружных кузовных деталей на оригинальные либо заимствованные из другой модели. ГАЗ-3102Универсал в этом случае испытал меньше удачи. Задняя часть машины повторяла прежний универсал и не особо гармонировала со сглаженным передком «двадцать девятой». Салон сохранил задние складные сиденья-скамейки без ремней безопасности и возможности для дальних поездок. Но передняя панель всё же была новой.

Позднее появился универсал ГАЗ-310221 с элементами декора, позаимствованными у седана. 3110Универсал ГАЗ-24-02 со всеми модификациями и смены индексов выпускался 34 года — с 1972 по 2008 год, без изменений в компоновке задней части автомобиля.

ВАЗ-2111

После «четверки» следующего универсала из Тольятти ожидали долго. В переднеприводном семействе «Самара» такого типа кузова не было, поэтому грузопассажирский кузов снова появился на конвейере только с выходом в 1998 году модели. ВАЗ-2111У неё багажник вмещал 426 литров.

Внешность существенно отличалась от моделей, таких как «Самара»: угловатые формы сменились плавными линиями в стиле «биодизайна». В этой машине для ВАЗа было многое впервые: вклеенные стекла, бортовая система контроля и климат-контроль (работавший исправно только зимой из-за отсутствия кондиционера), гидроусилитель руля. Модель стала международной: после прекращения выпуска в России ее несколько лет собирали на украинском заводе « Богдан».

Лада Калина

В 90-х тольяттинцы взялись за выпуск машины, стоящей ниже по уровню, чем «десятое» семейство. Разработка осуществлялась с использованием компьютерного проектирования и с учётом будущих норм безопасности. Модель получила новое имя, а не просто безликий индекс.

Серийная «КалинаВ 2008 году после выпуска седана и хэтчбека появился автомобиль в кузове универсал. Машина получила ранее недоступное оснащение: электроусилитель руля, центральный замок с дистанционным управлением, электропривод и обогрев зеркал, кондиционер. В богатых комплектациях предлагались также фронтальные подушки безопасности. Благодаря иной компоновке салона с более вертикальной посадкой пассажирам стало значительно больше места. Объём багажника универсала составлял 350 литров.

В 2013-м начался выпуск второго поколения универсалов «Лада Калина». Это модернизированная модель прежней версии, у которой появился новый дизайн, улучшенные моторы и коробки передач, а также опциональный японский «автомат» от компании Jatco. В 2015 году в продаже появилась версия «Лада Калина Кросс» с увеличенным дорожным просветом.

Лада Приора

После выхода «Калины» АвтоВАЗ приступил к улучшению модели ВАЗ-2110. ПриоруПереименование в простой рестайлинг прошлой версии не удастся: изменен даже каркас кузова.

В 2009 году на конвейер встал универсал ВАЗ-2171 «Приора», через два года после седана. Дизайн задней части кузова заметно отличался от модели «одиннадцатой» (заднее крыло, например, стало единой деталью). Размер багажного отсека практически не изменился, но его отделка была улучшена. Выпуск универсала «Лада Приора» завершился в декабре 2015 года, а седан производят в Тольятти до сих пор.

Лада Ларгус

Универсал «Лада ЛаргусМодель, выпущенная весной 2012 года, представляет собой копию Dacia Logan MCV. Версия под российской маркой получила обновлённый передний бампер и была адаптирована к российским условиям эксплуатации. Локализация модели достигала 50% уже при запуске, а позднее под капотом «Ларгуса» появились двигатели ВАЗ вместо импортных. Первое время интерес к новому автомобилю был таким высоким, что на его покупку существовали очереди длительностью несколько месяцев.

К особенностям этого универсала относятся: высокая крыша, просторный салон по меркам класса, семиместная версия, распашные двери багажника. Позже модельный ряд «Ларгуса» увеличился за счет модификации с кузовом фургон и варианта … Кросс» с увеличенным дорожным просветом.

Лада Веста

Седан «Лада ВестаМодель, производство которой началось в 2015 году, стала первой принципиально новой для АвтоВАЗа за тридцать лет. В конструкцию внесено множество решений, не применявшихся ранее в массовых моделях «Лады»: силовой агрегат установлен на подрамнике, рулевая рейка расположена снизу, рычаги передней подвески объединены в единую деталь, а сзади амортизаторы размещены отдельно от пружин.

Седан уже пользуется большой популярностью у покупателей, а в сентябре этого года на сборочный конвейер в Ижевске встал и долгожданный универсал. Объём багажника нового универсала такой же, как у седана — 480 литров. Силуэт с покатой крышей и унификация с четырёхдверкой не позволили сделать универсал более вместительным. Вместе с тем под фальшполом багажника появился удобный органайзер, в отсеке установлена подсветка, а спинки заднего дивана складываются в соотношении 1/3 к 2/3.

Вместе с обычной моделью на рынок вышла также внедорожная версия КроссМодель выглядит более эффектно благодаря пластиковому обвесу кузова, колесным дискам диаметром 17 дюймов и увеличенному на 25 мм дорожному просвету по сравнению с обычной «Вестой SW».

Читайте дальше: Начальный отрывок обзора «Очерк истории русских универсальных машин». .