Эволюция российских универсалов: от «Москвич-423» до «Лада Веста».

Изображение: img.freepik.com


Выпуск новой модификации «Лада Веста SW» стал самым заметным событием российского автопрома в текущем году. Первый серийный отечественный универсал появился 60 лет назад: в 1957 году Московский завод малолитражных автомобилей начал выпуск модели «Москвич-423».

Москвич-423

Изображение: img.freepik.com

Ещё на этапе разработки седана «Москвич-402Появилась мысль превратить его в фургон, важный для народного хозяйства, а затем из фургона (при максимальной унификации) — в универсал. Машина следовала традиции предшественника: пассажирам обоих рядов сидений предстояло проходить через две двери, а багаж размещался в открывающейся вверх «калитки». В конце концов тяжелую поднимающую створку признали неудобной и даже опасной, а одиночную пару дверей для пассажиров — лишающей всю возможную универсальность кузова.

Изображение: img.freepik.com


Таким образом, во время перемещения к конвейеру первый советский легковой универсал…
Москвич-423Кузов претерпел существенные изменения: задние сидения получили отдельные двери, а багажник открывался влево, вместо того, чтобы подниматься вверх. Форма задних боковых дверей и водосточные желобки остались такими же, как у седана, для унификации. Однако разработчики не остановились на достигнутом, и появился…

Москвич-411

Изображение: img.freepik.com


Модель универсала под индексом 411, оснащенная полным приводом, стала одним из первых внедорожников с несущим кузовом. Выпуск машины начался в 1958 году, почти одновременно с модернизацией базовой модели. Производство завершилось в 1963 году, за этот период было изготовлено полторы тысячи автомобилей.


Подвеска «Москвича-411» состояла из двух неразрезных мостов на рессорах, а полный привод был жестко подключаемым с понижающей передачей. Автомобиль считался идеальным для руководителя уровня председателя колхоза, которому по работе приходится объезжать обширные территории хозяйства. На сравнительных испытаниях «Москвич» даже превзошел по проходимости легендарный вездеход.
ГАЗ-69!

ГАЗ-22 «Волга»

Изображение: img.freepik.com

Универсал ГАЗ-22 Модель «Волга» выпускалась в Горьком с 1962 по 1970 год. Автомобиль предназначался преимущественно для государственных структур: скорой помощи, такси и торговых организаций. Бывало, что универсал попадал и в частные руки — чаще всего это были экземпляры, снятые с баланса автобаз.


Выпуск автомобиля ГАЗ-22 пришелся на период прекращения производства предыдущей модели.
ГАЗ-12 «ЗИМ»Бывшие машины санитаров теперь служат каретками скорой помощи. Новая «Чайка» ГАЗ-13 для этой роли слишком дорога государству.

Изображение: img.freepik.com


Универсал значительно отличался от базового седана по конструкции.
ГАЗ-21За средней стойкой кузова машина принципиально отличалась: была изменена даже панель пола. В связи с этим пришлось внедрить множество новых операций при производстве. Для универсалов построили дополнительный участок, отделенный от основного конвейера. Из-за этого себестоимость модели возросла. Тем не менее государство признало такие расходы допустимыми, поскольку ГАЗ-22 в то время был практически единственным автомобилем, подходящим для «скорой помощи».

Москвич-426/427

Изображение: img.freepik.com

«Москвичи» моделей 426 и 427 являлись «универсальными» версиями седанов 408 и 412 В 1967 году при запуске моторыские автомобили имели практически полное отсутствие конкурентов: «Волги» не реализовывали частным лицам, а в Тольятти только начали строительство завода, до выпуска универсалов оставалось ещё долгое время.


В ранних моделях автомобилей багажная дверь была разделена на две части, открывающиеся как вверх, так и вниз. Позже появилась цельная задняя дверь, которая открывалась вверх.


За рубежом успешно реализовывались отечественные автомобили марки «Москвич». Экспортные версии универсалов отличались некоторыми особенностями, например, четырьмя фарами вместо двух. Различия между двумя моделями заключались в двигателе и внешнем оформлении кузова. Со временем во имя унификации и снижения издержек наружный декор довели до единого стандарта. В 1971 году к производству универсалов присоединился Тольятти.

ВАЗ-2102 «Жигули»

Изображение: img.freepik.com

Тольяттинская машина — это Fiat 124 FamiliareМодифицированный по той же схеме, что и превратившийся в «копейку» простой «сто двадцать четвертый», доработанный универсал стал доступен не только государству. В семидесятые годы масштабы производства уже были другими. С 1971 года по 1986 год ВАЗ-2102 Продано более 650 тысяч экземпляров.

Изображение: img.freepik.com


Кузов машины отличался тем, что к раскладывающемуся в ровную площадку заднему сиденью прилагалась багажная дверь до пола багажника, что упрощало погрузку-выгрузку. Модель имела много вариантов исполнения с разными двигателями, оформлением салона и расположением руля.

ГАЗ 24-02 «Волга»

Изображение: img.freepik.com


Проектирование новой модели Горьковского завода претерпело существенные изменения. В этот раз изготовили целый модельный ряд, состоящий помимо седана, из универсала и его модификации для медицинских нужд.
ГАЗ-24-02 встал на конвейер в 1972 году.

Изображение: img.freepik.com


Грузопассажирская модель отличалась организацией внутреннего пространства салона. Вместо двух рядов сидений в новом универсале «Волга» использована трехрядная семиместная компоновка. Два задних ряда представляют собой легко трансформируемые раздельные сиденья с обивкой из кожзаменителя, уступающие в удобстве дивану седана. При полной раскладке получается ровная грузовая площадка, а запасное колесо можно извлечь через отдельный люк под багажной дверью.

Москвич-2136/2137

Изображение: img.freepik.com


Новый автомобиль завода АЗЛК создан путем соединения кузова моделей 426/427 с передней частью и салоном из нового седана.
2140В 1976 году началось производство новой модели. Её отличали от грузопассажирских моделей прошлого поколения новыми ручками дверей и передними стеклами без форточек. Машинам устанавливали двигатели… 2136 и 2137 Получены по наследству от моделей «четыреста восьмой» и «четыреста двенадцатая».


Универсал интересен тем, что производился отдельно от седана. Благодаря этому его количество было меньше, но всё же он стал рекордсменом по продажам среди универсалов в истории СССР.

Читайте дальше: Продолжение обзора «История советских компьютеров». .