Эмоции от поездки на Лада Веста с системой стабилизации курсовой устойчивости

После отъезда из России ненадежных поставщиков, «Веста», подобно другим моделям АВТОВАЗа, потеряла часть оснащения. Сейчас утраченные два года назад функции возобновляются.

Цена системы динамической стабилизации известна в Тольятти: 11 тысяч рублей. Базовая модель «Весты» Comfort подорожала на такую сумму после того, как получила утраченный комплекс управляющей электроники под названием ESC. Покупатель такой машины получит ещё и выключатель передней пассажирской подушки, а также плафон освещения в перчаточном ящике (их, к слову, два года назад отняли у покупателей бывшие партнеры АВТОВАЗа). Стоимость увеличения не кажется чрезмерной.

Хорошие новости

Чтобы удостовериться в появлении новых опций достаточно открыть правую переднюю дверь и увидеть красно-зеленый кружок на торце передней панели: теперь «Вesta» позволяет перевозить маленьких пассажиров в детском кресле, установленного спинкой вперед. Открываю крышку бардачка (не перестаю удивляться его богатому оснащению: несколько разных отделений, подстаканник, держатели для ручки и пластиковых карт) — включаю свет! И вот еще новость: на торпедо появились кнопки 3‑ступенчатого обогрева сидений вместо прежнего нерегулируемого, с кнопками на центральной консоли.

Включив заднюю передачу, я обратил внимание, что на экране мультимедиа светятся динамические линии разметки (ранее они были статическими), а вместе с ними появляется значок руля — он вертится, когда я кручу баранку. На заднем диване появился откидной центральный подлокотник с двумя подстаканниками. На левом подрулевом переключателе обнаружился значок автоматического режима фар, на правом, включающем дворники, еще одна надпись Auto — это значит, нам вернули датчики освещенности и дождя.

В новой версии модели «Веста» появилось несколько новшеств, ранее отсутствовавших. Например, клавиша автоматического режима правого стеклоподъемника расположена на водительской двери. На панели приборов появилась пиктограмма, обозначающая электрообогрев лобового стекла. Вместе с ним греются и форсунки омывателя. Такая система «грелки», предназначенная для предотвращения обледенения жиклеров, наиболее эффективна при температуре до минус десяти градусов. Такой функции раньше не было ни у одной модели «Лады».

Электроника из Костромы

Кнопки круиз-контроля на левой спице руля и отключения ESP на «Весте» были. Но в последние два года не работали. Теперь, совместными усилиями инженеров АВТОВАЗа и специалистов московской фирмы «Итэлма», удалось вернуть электронные системы безопасности.

Система курсовой устойчивости ESC, как ее называют в Тольятти, чтобы отделиться от санкционной бошевской ESP, состоит из гидроагрегата, исполнительных механизмов, датчиков угла поворота руля и скорости вращения колес. В ее состав входят ряд функций: антиблокировочная система с распределением тормозных усилий по осям, усилитель экстренного торможения и стабилизация при торможении в повороте. Также это контроль устойчивости и поддержания заданной траектории, противобуксовочная система, помощник при старте на уклоне и включение аварийной сигнализации при экстренном торможении. Часть из них (противобукс и контроль траектории) можно отключить кнопкой, но на скорости 57 км/ч их действие начинается автоматически.

Комплекс систем безопасности был тщательно испытан. Во время настройки автомобили «Веста», оснащённые отечественным электронным оборудованием, проехали 140 тысяч километров по различным дорогам Тольятти, Сочи и Якутска – зимой при минус 30 градусов, а летом при жаре 40 градусов. Их откалибровали для всех типов кузова и силового агрегата «Весты», после чего поставили на конвейер завода «Итэлмы» в Костроме. Как с гордостью отмечают на АВТОВАЗе, это обеспечивает «технологический суверенитет проекта при заданном уровне качества».

«Излишества разные нехорошие»

Многие покупатели отечественных автомобилей скептически относятся к системам стабилизации, считая, что «Лады» и без них отлично управляются на наших дорогах. Нельзя не отметить, что с точки зрения управляемости «Веста» без ESP зимой показала себя неплохо. Но безопасность всегда важна, тем более если за неё просят невысокую цену.

Только в топовой комплектации Techno, которая стоит на 360 тысяч рублей дороже базового Comfort, доступны системы безопасной парковки, контроля слепых зон или противотуманные фары с автоматической подсветкой поворота. Такую «Весту» можно узнать по колесным дискам с новым рисунком или значкам предупреждения об объектах в слепой зоне в зеркалах. Она способна самостоятельно парковаться при помощи 8 ультразвуковых датчиков в бамперах, распознавая объекты диаметром от 7,5 см на расстоянии от 1,5 м до 30 см. Следующий квартет датчиков работает в диапазоне 30–130 км/ч и начинает подмигивать светодиодными индикаторами в зеркалах при обнаружении движущегося объекта в слепой зоне. А если на скорости менее 40 км/ч при включенном ближнем свете вы толкаете указатель поворота или поворачиваете руль на 25° и больше, зажигается противотуманка с соответствующей стороны.

Электроника определяет скорость объекта в «слепой» зоне: медленно движущиеся автомобили, которых обогнала (разница скоростей более 10 км/ч), и быстро двигающиеся автомобили, которые обгоняют (более 25 км/ч) не отображаются.

Кашу маслом не испортишь?

Поздним осенним вечером на лесной дорожке в окрестностях Ижевска работа фар впечатлила — моя «Веста» будто заглядывала за поворот. Контроль слепых зон и автопарковка… Лично я отношусь к таким помощникам весьма скептически. Впрочем, на «Весте» их можно отключить. Зато ни на шоссе, ни на проселках Удмуртии мне так и не удалось поставить перед системой курсовой устойчивости неразрешимой задачи. В поворотах машина вела себя предсказуемо и надежно. Понятно, если уж без электроники управляемость «Весты» произвела хорошее впечатление, то с ней хуже не станет в любом случае — кашу маслом не испортишь.

Базовая версия стала безопаснее и удобнее, хотя и немного дороже. Несмотря на кондиционер и электропривод обогреваемых зеркал, машина за полтора миллиона с небольшим выглядит слишком бюджетно. В прайсе Тольятти дополнительное оборудование дорогостоящее: вариатор с 122-сильным двигателем стоит 75 000 рублей, универсал — 130 тысяч. Комплектация Life с круиз-контролем, музыкой, обогревом сидений, центральным подлокотником и другими опциями обойдется в 101 тысячу рублей. Версия Cross с увеличенным клиренсом доступна только в комплектации «Life» — за нее нужно заплатить 123–130 тысяч.

Топовая мультимедийная система MMC Lada Enjoy Pro Vision с экраном размером 10 дюймов получила ряд новых функций. Дистанционное обновление программного обеспечения доступно для всех автомобилей марки «Лада» с этой навигационной системой.

Комплектация Enjoy с подогревом руля, литыми дисками, камерой заднего вида, десятидюймовым дисплеем медиасистемы и подлокотником на диване обойдется дополнительно в 94 тысячи рублей и составит минимум 1 миллион 720 тысяч. Версия Techno с цифровой приборной панелью, самой продвинутой аудиосистемой и всеми электронными функциями стоит еще дороже на 165 тысяч рублей.

Цифровая приборная панель доступна исключительно в версиях с пакетом Techno.

В этом варианте – с чёрной крышей, кожей руля с прострочкой и интеллектуальными фарами – Lada Vesta SW Cross напоминает кроссовер. Стоит примерно так же.