Электромобиль «Лада Рапан» от АвтоВАЗа

АвтоВАЗ представил электромобиль под названием «Лада Рапан».

В начале 90-х, когда мода на биодизайн в автомобилестроении угасала по всему миру, российские стилисты были полностью поглощены созданием проектов, выполненных по этим канонам. Морские обитатели, как пример эффективной адаптации к плотной водной среде, являлись лучшим ориентиром для достижения этой цели. В этот момент руководство АвтоВАЗа предоставило группе единомышленников карт-бланш на создание компактного городского автомобиля. Более того, создателям перспективного компакта была предоставлена полная свобода действий на определённое время.

Изображение: img.freepik.com

Инженеры стремились к обтекаемой однообъемной конструкции. Функциональные же «кирпичи на колесах» сразу отвергли. Молодой дизайнер проекта В. Плешанов много ночей проводил в поисках идеального решения, но ни один из множества созданных им набросков не приносил полного удовлетворения. Пока его коллега В. Новикова, работавшая над интерьером, не обратила внимание на один из эскизов, сравнив изображение с типичным южным морским сувениром — раковиной рапана.

Случайно выбранный вектор так вдохновил дизайнера, что через неделю он представил доработанный вариант, который не оставлял никаких сомнений. Внешность «Рапаны» была окончательно определена на пластилиновом макете в натуральную величину. Полученный продукт творческих трудов оказался настолько провокационным, что большинство увидевших его впервые были близки к шоку.

Изображение: img.freepik.com

«Рапан» напоминал посланца из других, возможно, подземных миров. Или персонажа мира иллюзий Сальвадора Дали. Его форма и размеры внушали чувство величия — машина казалась больше, чем есть на самом деле. В длину она сравнивалась с «Окой», но превосходила её по ширине и высоте. Несмотря на необычный вид, «Рапан» стал для своего времени настоящим эстетическим прорывом. Некоторые стилистические элементы, например передняя и задняя оптика, вполне могли стать примером для некоторых иностранных автомобилей наших дней.

Изображение: img.freepik.com

Светлый и просторный салон концепта соответствовал внешнему виду. Биодизайном правили глазури в салоне: отсутствовали углы и ребра, только плавные линии и изогнутые поверхности. Огромные однопетельные круглые двери, открывающиеся против хода движения, обеспечивали удобный вход и выход. Ровный пол и вращающиеся передние сиденья — комфортное размещение. Благодаря почти безграничной продольной регулировке в салоне создавался «лимузинный» запас пространства за счёт багажника. Большая площадь остекления гарантировала великолепную обзорность. Передняя панель придерживалась минимализма: только климат-контроль и музыка. Все кнопки управления и приборный дисплей разместились на неподвижной ступице руля рядом с подушкой безопасности. Сам руль по задумке авторов поднимался при открывании двери для удобства посадки. Качество исполнения салона «Рапан» оставляло желать лучшего, но сама передовая концепция была продемонстрирована вполне наглядно.

Изображение: img.freepik.com

Название концепту присвоили без труда – «Рапан». Изначально его именовали по кодовому обозначению EL Car-2000. Первые две буквы указывали на электрическую природу концепта. Ведь футуристический биологический дизайн и работающий двигатель внутреннего сгорания не сочетаемы. Электричество – вот оптимальный вариант. Стоит упомянуть еще об одной инновации «Лады Рапан» — универсальном модульном шасси. Внутри рамы этого шасси находились тяжелые никель-кадмиевые батареи. Неудивительно, что при такой революционной схеме активной платформы, над разработкой которой конструктор М. Маркиев трудился с 1987 года, центр тяжести электромобиля располагался максимально низко и благотворно влиял на устойчивость и управляемость. Электродвигатель монтировался поперек, перед передней осью.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Для «Лада Рапан» большинство узлов и элементов ходовой части взяты с обычной «Оки». Электрическая начинка — электродвигатель, аккумуляторы, тиристорный преобразователь — позаимствована у «Оки электро».
В связи с отсутствием необходимости в переключении передач вместо традиционной коробки передач на «Рапан» установили редуктор с передаточным отношением, соответствующим третьей передаче бензиновой версии микролитражки «Ока». Тормоза достались от этой же модели без вакуумного усилителя.

Изображение: img.freepik.com

Стальной трубчатый каркас служил основой для автомобиля и был облицован панелями из стеклопластика. Качество этих панелей было видно по результату. Финальный макет «Рапана» был готов к 1995 году, а ходовой образец появился спустя три года. Сборка заняла шесть месяцев. Благодаря электродвигателю мощностью 25 киловатт и крутящим моментом 108 Нм автомобиль весом 1,5 тонны мог разгоняться до 90 км/ч с пробегом около 100 км. Режим рекуперации энергии позволял переводить двигатель в режим генератора при торможении, подзаряжая аккумулятор. Зарядка от бытовой розетки занимала десять часов. Салатовый окрас «Рапана» понравился руководству АвтоВАЗа, и автомобиль отправили на выставку в Париж в том же году. В столице Франции, а затем в Риме «Рапан» был встречен овациями творческого гения и смелости тольяттинских конструкторов и дизайнеров. Год спустя состоялась выставка в Москве, где «Рапан» вновь стал центром внимания и завоевал оглушительный успех. Впоследствии автомобиль получил место в заводском музее. Конвейерное производство подобных автомобилей не было затеяно.

Изображение: img.freepik.com

Технические характеристики «Лада Рапан»

Габариты 3490х1920х1610 мм
База 2905 мм
Задняя/передняя колея 1430 мм
Масса 1500 кг
Разгон до 30/60 км/ч 5/14 с
Максимальная скорость 90 км/ч
Двигатель электродвигатель
Аккумуляторная батарея никель-кадмиевая
Дизайнеры Плещанов Владимир, Новикова Валентина, Жарков Илья.