Электромобиль «Атом» прошел зимние испытания: отлажено шасси и электронное оборудование

Электромобиль «Атом» подходит к серийному производству: «КАМА» завершила тюнинг шасси и зимние калибровочные работы систем стабилизации для различных режимов езды.
Доработки шасси нового российского электромобиля «Атом» завершены, проведена зимняя калибровка системы стабилизации. Команда «Атома» работала над двумя режимами вождения — комфортным и динамичным. Достигнуты целевые показатели, система стабилизации стабильно работает в зимних условиях. В летний период дорабатывать будут электронную систему курсовой устойчивости.
Зачем это
Настройка шасси нового электромобиля включает регулировку подвески, рулевого управления и электронных систем для получения наилучшего соотношения управляемости и стабильности.

Во время настройки шасси инженеры корректируют характеристики амортизаторов, стабилизаторов и рекуперативного торможения, чтобы добиться баланса между экономичностью и комфортом езды. Особое внимание уделяется системам стабилизации и контроля тяги — это необходимо для безопасности на разных дорогах и в любых погодных условиях.
Тестирование осуществляется на специальных площадках и в естественных средах обитания, включающих испытания в экстремальных погодных условиях.
Инженеры отмечают, что шасси демонстрирует отличные результаты при испытаниях, особенно по устойчивости и надежности в низких температурах. Такие показатели достигнуты благодаря платформе, которую предварительно тестировали на функциональных прототипах.
Режимы работы
Электромобиль «Атом» имеет несколько режимов, изменяющих характеристики в соответствии со стилем вождения и потреблением энергии.
Первый режим предназначен для комфортной езды. Электромобиль «Атом» предлагает плавное ускорение и оптимизирует расход энергии для увеличения запаса хода. В этом режиме также обеспечивается максимальная стабильность при разгоне и маневрировании на скользких покрытиях.
В динамичном режиме характеристики вождения становятся более резкими: увеличивается отклик на педаль газа, доступно более агрессивное ускорение на прямой и увеличение скорости прохождения поворотов.
Однако в этом режиме возрастает расход энергии и сокращается запас хода.
Платформа электромобиля «Атом»

Электромобиль «Атом» построен на платформе, разработанной компанией. Электродвигатель находится на задней оси и обеспечивает максимальную мощность в 204 лошадиные силы. Отсутствие приводных валов передних колес уменьшает минимальный радиус разворота до 4,9 метра.
Аккумуляторная батарея размещена в полу электромобиля, то есть внутри колесной базы длиной 2635 мм. Такое расположение обеспечивает низкий центр тяжести и сбалансированную развесовку – 53% на заднюю ось и 47% на переднюю. Подвеска полностью независимая: сзади «многорычажка», спереди — стойки McPherson. У «Атома» все тормоза дисковые, а дорожный просвет при конструктивной нагрузке составляет 170 мм.
Калибровка, испытания и настройки

Затем настраивали шасси и проводили все калибровки. Ранее сообщалось, что испытания и настройки шасси осуществлялись на функциональных прототипах («мулах»). В рамках данного этапа построили 13 автомобилей на базе платформы, и здесь первоначальная цель заключалась в том, чтобы довести конструкцию автомобиля до уровня предсказуемого управления без электронных систем.
Калибровка идёт в настоящий момент на опытных электромобилях с включенными системами помощи: стабилизация, ABS, курсовая устойчивость.
Установка рамы имеет две главные стадии.
Модификация подвески (пружины, амортизаторы, стабилизаторы поперечной устойчивости).
Прочность конструкции, резинометаллические шарниры подвески, эффективность рулевого управления.
Настройка систем стабилизации (ABS, ESP, курс ).
Электронные «помощники» и рекуперация

Все процедуры осуществляются поэтапно на каждом этапе проектирования электромобиля, как на опытных образцах, так и на тестовых машинах. В «Атоме» функционирует несколько электронных помощников. Среди них:
— Система управления динамикой движения (VDC).
Система противобуксовки / система контроля тяги.
Система антиблокировки тормозов (ABS).
Система помощи при разгоне на подъеме (Hill Hold Control).
Автоматика парковки и поддержание автомобиля на месте .
Противоугонная система (ROM).
Система контроля спусков с гор.
В электромобиле «Атом» работа электронных систем тесно связана с рекуперативным торможением.
Что дальше?
Остаётся ряд задач по донастройкам «Атома». Это настройки высоковольтной системы (HVS) и оптимизация алгоритмов обмена сигналами между блоком интеллектуального датчика аккумулятора (IBS), бортовым блоком управления электромобилем и блоком управления двигателем — именно они играют ключевую роль в электронной системе стабилизации (ESC).

Летом разработчики откалибруют систему стабилизации ESC и систему контроля давления в шинах (iTPMS) на прототипах электромобиля «Атом». В это же время настроят режимы рулевого управления. После этого машина пройдет финальную настройку и приемку на полигоне НАМИ, где будет «практически готова к эксплуатации», как обещают.
Комментарий разработчиков электромобиля
Антон Егошин, руководитель группы по виртуальной валидации электромобиля «Атом»,
При доработках шасси и настройки систем стабилизации поставили задачу достичь уровня комфорта и безопасности, свойственного автомобилям премиум-класса. Параллельно стремились максимально использовать плюсы компактной заднеприводной платформы для улучшения маневренности и управляемости. .
Многорычажная задняя подвеска и продуманная эластокинематика шарниров обеспечивают динамику управления и комфорт езды. Разнообразие режимов системы курсовой устойчивости делают автомобиль приемлемым для водителей с разным уровнем опыта. .

Производство электромобиля «Атом» начнётся в 2025 году.