Электрический кроссовер Hongqi E-HS9: зарядка не состоялась, деньги с карты ушли.
Вождение электрического автомобиля в современных условиях России превращается в испытание с неожиданным исходом. Вся сложность пользования электромобилем я ощутил на собственном опыте, прокатившись на китайском внедорожнике Hongqi E-HS9.

— Как называется машина? — «Китайский «Роллс-Ройс»». Такой ответ устраивал тех, кто интересовался флагманской «электричкой» от премиум-подразделения Первого автомобильного завода. А интересовались им все: от мальчишек, протиравших стекла на парковке гипермаркета, до дедушки в костюме, прогуливавшегося по территории бизнес-центра, где я фотографировал кроссовер. Что же мне ответить? «Хончи Е Эйч Эс девять»? На слух название машины воспринимается как набор букв, который ничего не скажет. Но со временем привыкнем, как привыкли к «Хавейлам» и прочим «Дунфенам». Пока пусть будет китайский «Роллс-Ройс». Ведь кроссовер нарисовал Джайлс Тейлор, бывший дизайнер Rolls-Royce!

Из всех попыток придать модели аристократического шика, следуя примеру британской марки, эта можно считать самой удачной. Предыдущие попытки были обречены желанием сохранить массивную решетку радиатора в духе моделей прошлого века. Что хорошо смотрелось на оригинале, на всех подобиях выглядело неуместным китчем. К счастью, Дажайлсу Тейлору хватило профессионализма и благоразумия, чтобы избежать таких ошибок. Ему удалось не испортить фасад кроссовера, переосмыслив монументальный «гриль» на современный манер, подчеркнув его контуры Г-образными светодиодами по бокам и пустив еще один светодиод по центру, который подсвечивается приветственным красным цветом. Ведь по-китайски Hongqi — это красное знамя!

Приобретая этот кроссовер, можно начать изучать китайский язык. Иероглифы с названием марки встречают на ключе зажигания, а затем — ещё больше.
Такие же иероглифы видны на порогах, сеточках колонок аудиосистемы и даже скобах дверных замков! При запуске машины (это осуществляется нажатием на педаль тормоза или виртуальной кнопки на экране) вас также приветствуют надписи на китайском языке.
Не отпускают иероглифы и в меню, где половина всех функций не имеет перевода, хотя изначально в настройках был выбран английский язык. По словам дилера, позже должна появиться русифицированная прошивка, но, видя, как сделан текущий перевод, верится с трудом, что после этого иероглифы в меню полностью исчезнут, а слова не будут вылезать за рамки блоков и «слипаться» друг с другом.




Проблема кроссовера не только в отсутствии хорошего перевода. В России недоступны значительная часть функций, заложенных в машину. Китайские пользователи могут пользоваться навигацией с пробками в реальном времени, картой зарядных станций и магазинов, консьерж-сервисом и автопилотом, работающим по протоколу V2X с другими участниками движения. В России такого нет, и появление подобного функционала маловероятно. Меню машины предлагает разные профили водителей, на которые завязана память настроек аудиосистемы. Не удалось разобраться, как отключить или изменить профиль, из-за чего громкость каждый раз приходилось понижать при включении радио. Отсутствуют Apple CarPlay и Android Auto, что делает большие экраны на торпедо и у пассажира бесполезными. Интерьер «Хончи» минималистичен до предела: нет кнопок регулировки зеркал, настройку производят через меню приборной панели кнопками на руле.

В салоне кроссовера всё смотрится удачно. Сиденья удобные и обшиты дорогой кожей, из-за чего салон пахнет так же хорошо, как в Rolls-Royce. Но потолок и стойки отделаны тканью, что нехарактерно для настоящего люкса. На среднем ряду два отдельных сиденья с проходом на третий ряд. Автомобиль рассчитан на шесть пассажиров! Хотя на третьем ряду смогут разместиться разве что дети младших классов, конструкторы предусмотрели здесь отдельный пульт климат-контроля и USB-зарядки. Третий ряд складывается электроприводами, управляемыми кнопками из багажника. При уборке третьего ряда получается ровное грузовое пространство внушительных размеров. Поэтому китайцы не стали делать дополнительный багажник под капотом, хотя места здесь достаточно: под декоративной пластиковой накладкой спокойно поместилась бы полноразмерная запаска, как у «Нивы».





Кабель для медленной домашней зарядки спрятан под полом багажника, но у него нестандартный разъем — как у розеток бытовых электроплит. Возможно, в Китае этот стандарт распространен, но у нас таких розеток в общественных местах нет. В багажнике есть кнопки опускания кормы — ведь кроссовер оснащен пневмоподвеской! Через меню настроек можно увеличить дорожный просвет, чтобы уверенней чувствовать себя на проселке и не бояться задеть днищем длинного кузова пандус подземной парковки. Внедорожные качества кроссовера «Хончи» оставим за скобками: хотя электродвигатели здесь есть на обеих осях, вряд ли владелец решится бороздить на этой роскошной «яхте» бездорожье.


Электропоезд тихо отходит с места, но звук электромоторов полностью не исчезает: характерный гул слышен при движении на малых скоростях. Китайский электрокроссовер ускоряется так же стремительно, как это могут себе представить владельцы суперкаров или мощных версий Tesla. Даже в обычном режиме динамика такова, что при резком нажатии педали газа пассажир пожаловался, что у него защемило ребро. Благодаря функции рекуперации можно ездить «в одну педаль», не касаясь тормоза, и регулировать замедление, просто отпуская акселератор. Эту особенность знают все владельцы электромобилей: она позволяет значительно реже менять тормозные колодки. Интенсивность рекуперации можно изменять, но даже в максимально экономичном режиме она работает очень плавно, не заставляя пассажиров резко наклоняться вперед при внезапном замедлении.


При медленной езде потребление электроэнергии составляет 25 кВт на каждые 100 километров пути. Если передвигаться со скоростью 60 км/ч, расход можно сократить до примерно 20 кВт — это наилучший результат, полученный в ходе тестирования. Отключение климат-контроля практически не влияет на расход электроэнергии. Производитель утверждает, что с батареей емкостью 99 киловатт возможно проехать более 500 км. Однако при заберёнии машины у дилера с полным зарядом на панели приборов было указано расчётное значение хода в 365 км. Как показала практика, эти цифры дают лишь приблизительное представление: фактически вы проедете ещё меньше. Теоретически этого запаса хода должно было хватить, чтобы доехать с юга Санкт-Петербурга до Выборга, покататься по окрестностям и вернуться обратно. Но не хватило! Зарядить машину не удалось ни на одной из пяти станций зарядки, расположенных по маршруту.



За рулем электромобиля без знакомства с особенностями российской зарядной инфраструктуры — моя ошибка. Многие станции, особенно в гостиницах, представляют собой розетки без проводов. Нужно приезжать со своим! И именно для быстрой зарядки (Type 2). Китайский производитель комплектует медленным проводом. К счастью, в Выборге две зарядные станции с проводами. Для их использования нужно скачать приложение у каждого оператора и привязать банковскую карту. Но это не гарантирует успех.


Быстрозарядная станция Sitronics на парковке торгового центра подключилась к автомобилю через разъем постоянного тока стандарта GB-T, но спустя минуту выдала ошибку. Несколько попыток подсоединить кабель и запустить приложение не принесли результата. Звонок в службу поддержки прервал мои попытки зарядить автомобиль: у станции нет прошивки для данной марки и модели машины, а когда появится – неизвестно!

Не отчаивался: всего в паре километров станция «Россетей». Здесь нет коннектора GB-T, есть Type 2, для которого переходник имеется. Подключать нужно к разъему на переднем левом крыле: переменный ток (AC), заряд медленнее, но подожду. Приложение скачано, карта привязана, кабели подключены, но заряд не пошел. С карты списались две тысячи! После звонка в поддержку и получаса потраченного времени деньги вернули, но осадок остался.


Деньги – деньги, но машина всё ещё не заряжена. Не уверен, хватит ли заявленных 120 км хода, чтобы вернуться в Питер. На карте зарядки вижу станцию рядом с Выборгом, на территории отеля «Дом у моря». Скачиваю третье приложение и медленно еду туда. Прибыв, обнаруживаю, что кабеля на станции нет, а запас хода всего 34 км! К счастью, администрация отеля, под впечатлением внешнего вида машины, согласилась протянуть удлинитель из своей подсобки.


Не буду описывать, как удалось подключить нестандартный разъем к евророзетке с помощью переходника, но заряд пошел! Правда всего 3 киловатта в час — это лучше, чем ничего. Не хватало всего пары часов, чтобы «добить» запас хода хотя бы до ста километров: перегревшийся после четырех часов зарядки переходник и начавшийся ливень вынудили ехать как есть. Из обещанных бортовым компьютером семидесяти четырех километров проехали где-то пятьдесят (на скорости шестьдесят–семьдесят километров в час с периодическим выключением климат-контроля), пока батарейка не разрядилась полностью. Дальнейший путь до дилера машина проделала уже на эвакуаторе, а получил бесценный опыт владения электромобилем.

Технические характеристики Hongqi E-HS9 |
|
Габариты | 5209х2010х1713 мм |
База | 3110 мм |
Снаряженная масса | 2630 кг |
Полная масса | 3180 кг |
Емкость батареи | 99 кВт.ч |
Двигатель | электрический, 160+245 л. с., 450+300 Нм/мин-1 |
Трансмиссия | редуктор, привод полный |
Размер шин | 265/45R21 |
Расход электричества (средний) | 25 кВт на 100 км |
Конкуренты | Aurus Komendant, Bentley Bentayga |
Компания «HONGQI КЛЮЧАВТО Витебский» предоставила автомобиль.
Что еще почитать:
Лучше Теслы, прекраснее Мерседеса: моё впечатление от Avatr 11 и 12.
«Монжаро» на базовом уровне: испытания и анализ Livan X3 Pro
Китайский седан Hongqi H5: испытания и обзоры