Экомарафон Shell 2014: рациональный подход.

Shell экомарафон 2014. Рациональное зерно

Слово «студент» обозначает человека, погруженного в процесс обучения. Студенты всегда были и остаются потенциалом и движущей силой, способной воплощать даже фантастические идеи в реальность. Именно из них вырастают ученые умы и таланты мира. Концерн Shell еще 30 лет назад определил вектор своего развития и организовал уникальное соревнование «Экомарафон», где студентам-технарям со всей Европы предоставляется возможность на практике искать решения проблемы эффективного использования энергии в транспортных средствах, спроектированных и построенных своими руками.

Shell проводит экомарафоны в Азии, Америке и Европе. С 2012 года европейские состязания проходят в Роттердаме. Отличительной особенностью именно европейских соревнований является трасса по городским улицам, что приближает процесс к реальным условиям и требует от участников пересмотра компоновки автомобилей и изменения техники вождения.

История экомарафона Shell берет начало в 1939 году. Начало положено спору ученых из исследовательского центра Shell (штат Иллинойс, США), которые соревновались, кто проедет на собственном автомобиле дальше всего, потратив наименьшее количество топлива. Победитель смог проехать на одном литре чуть больше 21 километра при расходе 4,76 л/100 км.

За три дня молодые энтузиасты из 186 команд, представляющих 27 стран, демонстрируют возможности своих разработок. Соревнования проводятся в двух категориях – прототипы и городские концепт-кары, использующие бензин, дизель, этанол, сжиженный газ, водородные элементы или электрические аккумуляторы. По итогам финиша измеряется количество потребленного топлива, затем рассчитывается дистанция при использовании энергии, эквивалентной одному литру топлива. Для электромобилей вычисляется расстояние, которое они бы проехали на энергии, получаемой от 1 кВтч. Команды проходят десять кругов (в общей сложности 16 117 м) за не более 39 минут со средней скоростью около 25 км/ч. Каждая команда имеет четыре официальные попытки, лучший результат сохраняется для финальной классификации.

Прототипы больше напоминают торпеды с колесами, чем автомобили по общепринятому представлению. Такая форма обеспечивает меньшее лобовое сопротивление, что увеличивает эффективность расхода топлива.

В большинстве команд пилотскими креслами прототипов занимали девушки с небольшой комплекцией.

Пилот команды МАДИ

Городские концепты можно считать автомобилями. По правилам они соответствуют всем техническим требованиям к автотранспорту. Организаторы экомарафона говорят, что некоторые из них официально зарегистрированы и могут свободно ездить по проезжей части.

На антресолях есть несколько килограммов макулатуры? Создайте автомобильный транспорт будущего!

«Экомарафон» — не только состязание студентов. Shell подтверждает серьезный подход к мероприятию 30-летним опытом его проведения. В рамках «Экомарафона» прошел форум «Построим будущее вместе» с участием руководителей компаний, представителей государственных структур и научных институтов. В этом году основное внимание уделили вопросам обеспечения устойчивости городской среды к внешним воздействиям. Исследования ученых показывают, что к 2050 году спрос на энергоресурсы в мире увеличится вдвое, а 75% населения земного шара станут городскими жителями. Такое положение может обернуться серьезными экологическими проблемами, если не будет выработана глобальная стратегия развития мирового сообщества. Альтернативные источники энергии, сокращение выбросов, уменьшение энергопотребления – это далеко не все темы, затрагиваемые на конференции.

Желаешь двигаться стремительно — отправляйся поодиночке. Стремишься преодолеть значительное расстояние — отыщи товарища в пути. (древнее африканское изречение)

Пока специалисты разбирали глобальные проблемы, в боксах механики готовили машины к выступлению. Прежде чем выйти на трассу, каждый автомобиль должен пройти технический осмотр. Регламент строгий, требования к безопасности сходны с теми, что предъявляются автомобилям, участвующим в престижном ралли. В многотомной книге с множеством глав и пунктов подробно описаны ограничения, запреты и условия по размерам, весу, габаритам внутреннего пространства, расположению узлов и деталей, а также многое другое.

Из 186 команд только немногие сразу же преодолели технический рубеж. Прочие прибегали к подручным инструментам, ремонтируя автомобили прямо на месте. Особенно востребованы были армированный скотч и быстросохнущий клей, хотя 3D-принтер тоже активно использовался.

Второй год подряд страну на «Экомарафоне» представляют студенты Московского автодорожного института (МАДИ). Выступают ребята в категории прототипов.

Команда МАДИ за работой

Помимо исправления мелких недостатков, аккумулятор потребовалось переместить так как его положение не соответствовало стандартам. Треснувший во время тренировки коленвал наши мастера восстановили за ночь. Однако это оказалось лишь началом. В ходе соревнований за три круга до финиша болид команды «МАДИ» сзади столкнулся с автомобилем нигерийской команды, из-за чего студентам пришлось покинуть трассу. Тем не менее расчеты показали возможность прототипа проехать 450 км на один литр топлива.

Несмотря на отсутствие основной награды, российская команда получила приз за стойкость и целеустремлённость во время события.

Команда Microjoule – La Joliverie из Франции вновь победила в категории «Прототипы», преодолев 3314,9 км на одном литре топлива. Команда лицея Lycee Louis Delage из Франции установила новый рекорд Роттердама в категории «Городской концепт», проехав 468,8 км на бензиновом двигателе (улучшив прошлогодний результат на 73,1 км/л).

Желание, чтобы следующую год представили не одна команда, очень велико. Ведь 19 команд приехало из Турции, 20 – из Испании, а даже из Нигерии две команды. Неужели во всех технических ВУЗов страны нет двадцати талантливых студентов?













В рамках «Экомарафона» работала лаборатория Shell (Shell Energy Lab). Интересные экспонаты, интерактивные стенды и механизмы привлекали внимание детей и взрослых.