Эффект кенгуру: порядок на дорогах возможно лишь при помощи кнута
В России две известные проблемы. В сфере автомобильных дорог за последнее время появились значительные позитивные сдвиги, но в отношении водителей говорить об этом нельзя.
Заметили, что тема дорог как-то незаметно ушла из актуальной повестки критиков? Долгое время, если не сказать столетия, она была проверенным временем источником критики власти, а тут вдруг пропала. Либо другие, куда более насущные вопросы теперь будоражат умы, либо ситуация с дорогами в России действительно резко улучшилась. Правда, как всегда, где-то посередине, но факт остается фактом: за последние годы качество и количество дорог в нашей стране кратно возросло.
Национальным проектом «Безопасные качественные дороги» предусмотрено строительство, ремонт, возведение, расширение, переустройство тысяч объектов дорожного хозяйства. Цель – сделать российские дороги удобными и безопасными. Федеральный проект «Безопасность дорожного движения» отвечает за безопасность: показатель удовлетворенности должен составить не менее 58%, а количество погибших в ДТП на 100 000 человек населения сократиться до 4, при этом на каждые 10 000 машин – не более одного погибшего. Все это к 2030 году. Необходимо определить корни проблем и решить поставленную задачу.
Существуют три фактора риска ДТП: водитель, транспортное средство и дорога. Сложность состоит в том, чтобы доказать, что правила дорожного движения необходимы для соблюдения, а не для их нарушений. Для этого нужны различные методики: от школьных уроков до формирования общественного мнения через решения, которые не всегда популярны.
В противном случае природную склонность к быстрой езде в сочетании с азартом и рассеянностью невозможно преодолеть. Статистика, согласно которой 9 из 10 аварий происходят из-за нарушения правил дорожного движения, подтверждает это.
Автомобиль и его техническое состояние полностью зависят от владельца. Техосмотр фактически отменен, сотрудник ДПС не имеет права проверять и контролировать это. Ответственность за соблюдение регламента обслуживания и ремонт лежит на автомобилиисте. именно ему теперь приходится отвечать за техническую исправность машины. Однако в России транспортный парк стареет, запчасти подорожали, услуги механиков тоже выросли в цене. К этому ещё стоит добавить склонность к экономии любой ценой, которая не всегда связана с реальным сокращением расходов. Ответ на вопрос может быть только отрицательным числом. Позитивных изменений ждать не стоит: будем ездить на имеющихся машинах, компенсируя естественный убыль небольшим притоком новых и подержанных машин из-за рубежа.
Сравнивая «богатый» год 2012-й с 2022-м, видим падение продаж новых автомобилей в 5 раз — с трех миллионов до шестисот с чем-то тысяч.
Оптимизм внушает только третий пункт – сама дорога и её инфраструктура. За последние несколько лет «камни» в этот огород кончились даже у самых оголтелых метателей: построили несколько новых высокоскоростных магистралей, многие федеральные автодороги уже способны конкурировать с европейскими. Та же платная трасса на Санкт-Петербург уже сегодня ничем не хуже знаменитого немецкого автобана (кроме стоимости проезда). Ведется работа с наиболее опасными участками, именуемыми «очагами ДТП». Ключевой момент – снижение рисков. А это не только качество полотна, отбойники и грамотное ограничение скорости, но и строгое и непредвзятое внимание к нарушителям, которое может обеспечить только камера. Более того, один лишь информирующий знак о её наличии на дороге способен предупредить больше аварий, чем любой патруль ДПС. Возможно, возникнет и обратный эффект.
Знак о фотовидеофиксации резко замедляет поток машин. Некоторые водители предпочитают тормозить заранее. Проехав знак, многие снова разгоняются до высокой скорости до следующего знака, заметив который снова резко тормозят. Специалисты называют это «эффектом кенгуру» – движение происходит рывками, в серии ускорений и торможений. Это вызываeт раздражение и конфликты, а также повышает риск аварий.
Решение предусматривает установку двух камер, разделенных на несколько километров, для устранения «эффекта кенгуру» и повышения плавности движения. Внедрение комплексов фотовидеофиксации на всех аварийно-опасных участках российских дорог, актуальная система штрафов и реактивация пункта о средней скорости (хотя мы с детства помним, что скорость может быть только средней, так как это расстояние, деленное на время) значительно повысит безопасность.
Недолгое тестирование на Ярославском и Минском шоссе показало закономерность: водители следуют правилам только при наличии угрозы штрафа. Как же добиться соблюдения скоростного режима и дистанции без этого? В этом случае, кроме штрафа, нет других путей. Скажете, это метод кнута? Однако, лакомство доступно не всем. Каждый, кто испытал на себе цену ремонта автомобиля, сейчас сам держит дистанцию и скорость без камер. Действительно, лучше штраф в качестве отрезвляющего фактора, чем посещение автомастерской.

Безопасность дорог – это комплексная задача.
В идеале нам нужны дороги, где специальные службы могут быстро оказать помощь водителям в трудной ситуации. ЭРА-ГЛОНАСС будет работать везде, спасая жизни. Патрули ДПС будут оснащены современным оборудованием, которое сможет предупредить появление нарушителя или странного поведения за рулем заранее.
Это утопия? Лучше пусть будет утопия, чем антиутопия и хаос, которые мы видим на российских дорогах сейчас.