Двигатели для российских автомобилей: простота или надежность?

«Простые и не требующие сложной настройки: нужные двигатели для российских автомобилей».

В нынешней неопределенности будущего автопарка России разговоры об экологических классах кажутся странными. Согласно техническим нормам, все автомобили должны соответствовать пятому экологическому классу и выше. Однако из-за нарушений в логистике это стало невыполнимым. Некоторые утверждают о возвращении к карбюраторным двигателям. Но что же будет на самом деле?

Похоже, требования техрегламента по части вредных выбросов будут приостановлены. Какой смысл требовать то, что осуществить нереально? Скажем, КамАЗ и «Урал» смогут производить машины в этом экоклассе, в лучшем случае, до конца апреля, а потом склады с комплектующими опустеют. В легком коммерческом и легковом сегментах ситуация аналогичная. Создать мотор, который сочетает мощность с экологичностью, на карбюраторах невозможно – нужна электроника. Вот здесь-то у нас и проблемы: разработать, собрать и спаять мы еще можем, а вот с основными компонентами, из которых создаются блоки управления, у нас – наличие отсутствия. И даже отечественная «Итэлма», обеспечивающая электронными блоками тот же ВАЗ, использует зарубежные детали.

В ситуации неопределенности будущего российского автопарка разговоры об экологических классах кажутся излишними. Согласно техническому регламенту, все автомобили, поступающие в продажу, должны соответствовать пятому экологическому классу и выше. Однако, с развалом логистических цепочек это стало невозможным – некоторые говорят о возвращении к карбюраторным двигателям. Что же на самом деле будет?

Изображение: img.freepik.com

До какого уровня экоуровня произойдет реальное снижение, пока точно неизвестно. Все зависит от доступных комплектующих. Если автозаводу удастся решить проблему импортозамещения, будет продолжать производство класса 5. В противном случае – будем производить то, что получится.

На этой не самой оптимистичной ноте приведем слова создателя знаменитой Нивы ВАЗ-2121 – Петра Прусова. Сказано было еще в эпоху «Евро-4», то есть давно, но звучит на удивление современно…

«Для России нужны легковые дизели С механическим ТНВД. Простые – без электроники, неприхотливые и экономичные: их легко обслуживать и ремонтировать. Производство их тоже несложно наладить. Кстати, именно так поступили китайцы. Но у нас приняты экологические стандарты «Евро-4», идём к «Евро-5». Для больших городов это, наверное, разумно, но в провинции, я уверен, не стоит. Ничего страшного не случится, если вне городов-миллионников отказаться от этих «Евро». Однако это необходимо решать на законодательном уровне. Пока тут перспектив я не вижу.

В России, стране с обширными просторами, целесообразно ориентироваться на практичность, а не слепо копировать евростандарты. В городских центрах и зонах отдыха европейские нормы могут быть приемлемы, но в отдаленных районах, где расстояния велики, важнее надежность и неприхотливость автомобилей. Необходимо учитывать также распространение поддельных катализаторов на дорогах.

Владимир Гамза, глава совета ТПП России по финансово-промышленной и инвестиционной политике, считает, что для «безмозглых» двигателей потребуется индустриализация. По его мнению, необходимо принимать решения о реиндустриализации в России уже сейчас. Первое – создание институтов развития в каждой отрасли, то есть фондов, предоставляющих предприятиям кредиты по ставке 1−3% годовых на проекты импортозамещения. Второе – обязать Центробанк их финансировать.

Надеемся, что внимание к простым технологиям, похожим на игру в конструктор, наконец-то будет цениться высокопоставленными. Россия не должна производить все товары массового потребления самостоятельно – это очевидно. Но выпуск двигателей – важный вопрос. В противном случае чиновники могут поставить на голосование вопрос о необходимости срочного импорта ослов и верблюдов: им микроконтроллеры точно не нужны…