Двадцать лет российского автопрома: история «Газели»

Изображение: img.freepik.com


В июле 2014 года отмечается двадцатилетний юбилей серийного выпуска автомобиля.
ГазельЗа время выпуска было произведено более двух миллионов машин. С момента начала продаж до настоящего времени «Газель» является лидером в своем классе, занимая около 50% рынка легковых коммерческих автомобилей. В октябре 2013 года крупнейшее в мире бренд-консалтинговое агентство Interbrand признало «Газель» самым сильным российским автомобильным брендом, оценив его в 32,3 миллиарда рублей. В текущем году новое поколение автомобилей «Газель» получило европейский сертификат, который разрешает продавать их во всех странах Европейского Союза и подтверждает соответствие самым жестким международным требованиям надежности и безопасности.


За двадцать лет автомобиль претерпел две серьёзные модернизации и смену поколения. Вне зависимости от изменений сохранились лучшие качества бренда «Газель» — практичность, функциональность, доступная цена по сравнению с конкурентами, низкие эксплуатационные расходы в своем классе, надёжная рамная конструкция, пригодная для интенсивной эксплуатации во многих регионах. Автомобиль стал настолько популярен, что именем «Газель» часто обозначают весь класс коммерческих грузовиков полной массой до 3,5 тонн.

Изображение: img.freepik.com


На сегодняшний день самой стремительно развивающейся моделью на рынке коммерческого транспорта выступает автомобиль нового поколения – «
Газель НекстСерийное производство началось в апреле 2013 года. Новая модель быстро завоевала доверие и уважение профессионалов: престижные российские автомобильные премии «Лучший коммерческий автомобиль года в России — 2013» и «ТОП 5 Авто — 2014» были присуждены Газели Некст.


Горьковский автозавод производит два типа семейства «Газель» — «Газель Бизнес» и «Газель Некст». Эти автомобили предлагают широкий выбор легких коммерческих машин для грузовых и пассажирских перевозок, отвечающие потребностям малого и среднего бизнеса, строительства, коммунального хозяйства, фермерских хозяйств, силовых структур, медицинских, образовательных и социальных учреждений.

Изображение: img.freepik.com


С момента появления первой «полуторки» ГАЗ-АА в 1932 году в СССР не производили автомобили грузоподъёмностью 1,5 тонны. Несмотря на острую потребность в таких машинах, советская плановая экономика почти за 60 лет не смогла создать маневренный и экономичный автомобиль этого класса. Перевозки даже небольших грузов осуществлялись на среднетоннажных грузовиках, что приводило к высоким транспортным и топливным расходам.


В конце 1980-х годов, после начала перестройки и перехода к рыночной экономике, потребность в небольших грузовиках возросла. Государственные организации СССР рассматривали несколько заводов как потенциальные площадки для разработки и производства такой машины. Только Горьковский автозавод со своим большим производственным и конструкторским потенциалом сумел освоить выпуск новой модели в это сложное время.

Изображение: img.freepik.com


Практичные и недорогие, эти автомобили не имели аналогов в России и помогли обновить транспортный парк страны на этапе перехода к рыночной экономике. «Газель» не только вывела Горьковский автозавод из кризисных 1990-х годов, но и дала мощный импульс развитию малого и среднего бизнеса, решила проблему городских пассажироперевозок, обновила парки медицинских учреждений. В городах разного размера, в мегаполисах и сельской местности, на федеральных трассах и бездорожье – по всей России и в странах СНГ «Газель» стала универсальной машиной для бизнеса, здравоохранения, коммунального хозяйства и пассажироперевозок.


В 1988 году ГАЗ начал работу над концепцией полуторки. Три прототипа и комплект чертежей были готовы в 1992 году. Первая серийная линейка «Газелей» была представлена в августе 1993 года на Московском международном Мотор-шоу. Массовое производство стартовало в рекордно короткие сроки: уже 20 июля 1994 года с конвейера Горьковского автозавода сошла первая «Газель» — бортовой грузовик ГАЗ-3302.

Изображение: img.freepik.com


Ведущим конструктором грузовых автомобилей ГАЗ-3302 был В. Л. Четвериков, ныне генеральный директор Объединенного инженерного центра «Группы ГАЗ». Дизайн разрабатывали С. В. Волков и В. И. Фузеев. Название «Газель» предложил В.Н. Носаков, занимавший тогда должность заместителя главного конструктора ОАО «ГАЗ». Главный конструктор ГАЗа Ю. В. Кудрявцев внес большой вклад в создание машины.


Грузоподъёмность (1,5 тонны), маневренность, важная в городских условиях, надёжность рамной конструкции, разнообразная планировка салона и возможность установки множества надстроек, оптимальная цена и быстрая окупаемость – всё это способствовало рекордному успеху автомобилей. По мере изменения спроса со стороны потребителей автомобиль претерпевал изменения, появлялись новые модели и модификации. В июне 1995 года был собран первый полноприводный автомобиль ГАЗ-33027, в декабре – цельнометаллический фургон ГАЗ-2705, а в 1996 году начался выпуск микроавтобусов. В 1998 году на базе «Газели» создается новое семейство малотоннажных автомобилей.
Соболь» грузоподъемностью до одной тонны.


В 2002 году модернизировали интерьер и внешний вид автомобилей, изменили компоновку подкапотного пространства, установили принципиально новую светотехнику. Важным этапом обновления семейства стал выпуск в 2010 году модернизированной «Газели Бизнес». В автомобиль внесли более 200 конструкторских и технологических изменений, самые важные коснулись системы управления, тормозов, подвески. Широкое применение компонентов от ведущих мировых производителей позволило увеличить ресурс и предложить покупателям более выгодные условия гарантии. Новинка стала бестселлером на российском рынке коммерческой техники всего за полгода. Продажи ГАЗа в 2010 году выросли в 1,5 раза быстрее рынка. Также в 2010 году на автомобили начали устанавливать дизельные и газобензиновые двигатели.

Изображение: img.freepik.com


Автомобили «Газель Бизнес» производятся и по сей день, сохраняя заслуженную популярность. Нет аналогов этому семейству по количеству модификаций и вариантов специальной техники: среди них грузовые и грузопассажирские модели, цельнометаллические фургоны и «комби», микроавтобусы разного вместимости, хлебные, промтоварные и изотермические фургоны, европлатформы, машины «скорой помощи» и школьные автобусы. ГАЗ — единственный среди отечественных и представленных на российском рынке зарубежных производителей, производящий автомобили с четырьмя типами силовых агрегатов: бензиновым, дизельным и двумя вариантами газобензиновых двигателей, работающих на сжатом (метан) или сжиженном газе (пропан).


В 2013 году произошли важные изменения в линейке газовских «полуторок». В апреле прошлого года началось серийное производство новой модели – «Газель Некст». В конструкции авто сочетаются современные технические решения, высокий уровень активной и пассивной безопасности, хорошая эргономика рабочего места водителя. Высокий ресурс, увеличенная на три года (или 150 тыс. км) гарантия, самая низкая стоимость обслуживания и ценовой отрыв от конкурентов обеспечили автомобилю лучшую стоимость владения в классе и сделали Некст лучшим выбором для бизнеса и коммунального хозяйства. Среди технических особенностей новой модели: независимая двухрычажная передняя подвеска, реечное рулевое управление, просторная кабина из оцинкованной стали, расширенная бортовая платформа с алюминиевыми бортами.

Изображение: img.freepik.com


Развитие новых моделей на Горьковском автозаводе «Группы ГАЗ» идёт по актуальным рыночным тенденциям. После грузовика «Газель Некст» выпущены грузопассажирская версия с двухрядной кабиной и 19-местный автобус. Работа над цельнометаллическим фургоном в нескольких вариантах идёт полным ходом. Впоследствии семейство «Некст» расширится автомобилями полной массой 2,8 и 4,6 т.

Источник: сайт Dalnoboi.org