Двадцать четыре часа Ле-Мана: магия гонки
«24 часа Ле-Мана». Магия «Ле-Мана»
Какова привлекательность этой гонки? В ее истории, сплетая славу и трагедию? Почему год за годом кольцо Сартэ к началу гонки покрывается палатками, а пробки у автодрома соперничают с московскими? Ответ на эти вопросы можно получить только одним способом — приехать на «24 часа Ле-Мана».
Невозможно подробно описать всё происходящее здесь. Например, мой коллега из авторитетного, но не специализированного издания интересуется, могут ли пилоты команды Corvette Racing, выступающей в категории LM GTE Pro, составить конкуренцию экипажам гибридных Audi R18 E-tron Quattro из категории LMP1? Я пытался объяснить о классах автомобилей и их характеристиках, о том, что борьба идёт не только за абсолютную победу, но и в своих группах. Видимо, неубедительно, потому что последовал вопрос: а если Audi быстрее Chevrolet Corvette C6‑ZR1, то зачем последнему вообще выходить на старт? «Это как в беговой дисциплине чемпионата мира по легкой атлетике против спортсменов выставить… лошадь», — резюмировал мой оппонент, не знакомый с атмосферой «24 часов Ле-Мана». Нет, победа в «24 часах Ле-Мана», добытая в своей группе, столь же важна, как и абсолютная победа на финише. Это актуально для маркетинговой политики любой автомобильной компании, чья марка представлена на старте этой легендарной гонки.

«24 часа Ле-Мана». Фотография – Станислав Шустицкий.
Если вернуться к Corvette Racing, то и Луи Шевроле, и Уильям Дюрант прекрасно понимали необходимость гоночных программ для молодой компании. Сегодня это подтверждает директор спортивных программ концерна GM Марк Кент: «В гонках класса Gran Turismo наша модель Corvette успешно конкурирует с Ferrari, Porsche, Aston Martin, которые являются нашими конкурентами и на автомобильных рынках. И нашим покупателям импонирует тот факт, что они садятся за руль автомобиля, доминирующего и на гоночных трассах». В Chevrolet Racing гордятся семью победами в классе «24‑х часах Ле-Мана». В команде AF Corse за рулем Ferrari 458 Italia в нынешнем «Ле-Мане» стартовали Джанкарло Физикелла и Камуи Кобаяши, а в Aston Martin Racing на Vintage V8 — Педро Лами и Бруно Сенна, гонщики, познавшие вкус Формулы-1. Chevrolet Racing не исключение: экипаж одного из Corvette C6‑ZR1 возглавил Ян Магнуссен, экс-пилот Формулы-1.
Уже с выступлений в картинге Магнуссен проявил себя как быстрый пилот. После победы в британском чемпионате Формулы-3 он стал тест-пилотом в McLaren, команде Формулы-1. Там, заменяя Мику Хаккинена, он финишировал десятым в дебюте. Неважно, что последующая карьера Яна в «королевских» гонках была не слишком успешной: за неполные два сезона в команде Stewart Grand Prix F1 Team он набрал всего одно очко, зато на его счету три победы в классах в «24 часах Ле-Мана».

Парад лётчиков в центре Ле-Мана — обязательная часть этих соревнований.
«Ле-Ман» начинается не взмахом флага, сообщающего о начале гонки. Ему предшествуют тестовые дни, день квалификации и день, когда в центре городка Ле-Ман проходит парад гонщиков. Я видел это действо уже много раз, но именно сейчас, наблюдая за пилотами, проезжавшими по серпантинам живых коридоров, мне почему-то пришло в голову: это так похоже на гладиаторов Древнего Рима, выходящих на арену под восторженные крики зрителей. Просто подумалось — ведь мы привыкли к тому, что автогонки не считаются в верхних строках рейтинга самых опасных видов спорта…

Дэвид Ричардс руководит консорциумом, в состав которого входит Aston Martin.
До старта осталось пять часов, но автомобиль медленно продвигается по пробке на трассу. Нынешняя гонка — юбилейная, ей исполнилось 90 лет. С момента начала «Ле-Мана» всегда аншлаг. Рядом с трассой расположились палаточные городки, а жизнь кипит: только что закончился заезд, и скоро стартует следующий. Впереди долгий марафон. Но едва началась гонка, как по трассе прошествовали желтые флаги, затем появились таблички: машина безопасности. Прошло 15 часов 9 минут. Лидеры проходят третий круг с начала гонки. Поворот Tertre Rouge с выходом на длинную прямую Mulsanne — место, скрытое от телекамер. Видно лишь разбитый голубой Aston Martin, за рулем которого датчанин Аллан Симонсен. Медленно катится оторвавшееся колесо. Напряженная тишина, которую нарушают только ворчание моторов гоночных автомобилей, двигающихся за машиной безопасности. Такое же чувство я испытал в 1994 году на трассе в Имоле, где разбился Williams Айртона Сенны. Мы все напряженно вглядывались в желтый шлем, нам казалось, что он шевельнулся, и значит, все нормально. Но тогда не обошлось. Вокруг Aston Martin спасатели, медики — время словно остановилось. Похоже, пилота удалось извлечь из автомобиля. Почему так долго не уезжает с места аварии автомобиль скорой помощи? Первые сведения из пресс-центра были обнадеживающими: Аллан в сознании, общается с медиками. А через некоторое время последовало сообщение о смерти 34-летнего пилота.

«24 часа Ле-Мана». Фотография: Станислав Шустицкий.
Исторический экскурс в историю гонок в Ле-Мане никогда не обходится без воспоминаний об аварии 1955 года. Mercedes под управлением Пьера Левега потерял управление, перелетел через ограждение и врезался в зрителей. Тогда погибло более 80 человек, эта авария считается самой ужасной в истории автомобильного спорта. Но каждая жизнь, положенная на алтарь гонок, в том числе и гонок на кольце Сартэ, позволяла сделать более безопасными гоночные автомобили и трассы. В 1999 году из-за просчетов с аэродинамикой в полет отправились два Mercedes Benz CLR, но для пилотов все закончилось хорошо. В 2011-м в серьезные аварии попали две Audi, и несмотря на то, что от машин остались лишь каркасы, обошлось без травм. Хуже было в прошлом году, когда в аварию попал Энтони Дэвидсон на гибридной Toyota — с травмой позвоночника его отправили в госпиталь. И вот гибель Аллана Симонсена — как гром среди ясного неба. Утром следующего дня местная газета Dimanche Ouest France вышла с большой фотографией разбитого Aston Martin на первой полосе и броским заголовком: «На “24 часах Ле-Мана’’ погиб пилот». А одна из глав подробного рассказа о трагедии в той же газете называлась The show must go on. И шоу действительно продолжалось, и экипажи Aston Martin Racing продолжили свое участие в гонке. Но вот как выглядело официальное коммюнике организатора гонки, l’Automobile Club de l’Ouest: «После аварии, которая унесла жизнь Аллана Симонсена, начато расследование, которое должно проводиться после каждого несчастного случая на дорогах общего пользования, но с учетом тех обстоятельств, что произошло оно во время гонки. Тело Аллана Симонсена передано семье. Руководство команды Aston Martin приняло решение продолжать участие в гонке, как по просьбе семьи Аллана, так и в память о нем».

Фотография «24 часа Ле-Мана» работы Станислава Шустицкого.
За первый час гонки лидерство у Audi, за ней две Toyota, затем снова две Audi. Соперничество очень острое: первые два автомобиля почти на одной секунде друг от друга, третья — с отставанием полторы секунды. Но это лишь начало. Самая зрелищная часть 24-часовой гонки — ночная. Пилоты продолжают трудиться, механики борются не только с поломками, но и со сном, а за пределами трассы начинаются развлечения: аттракционы мерцают миллионами огней, а с колеса обозрения открывается вид на проносящиеся машины. Два мира объединены магическими словами «24 часа Ле-Мана».
Впереди Audi Sport Team Joest, лидирует экипаж Кристенсена, Дюваля и Макниша. Экипаж Лоер — Фесслер — Трелуйе из-за проблем с генератором вынужден был в боксы. Aston Martin ведёт в LM GTE Pro, Corvette занимают седьмое и восьмое места. Porsche 911 GT3 RSR опережает соперников в классе LM GTE Am. Г-Drive Racing занимает четвертое место в LMP2.
Перед стартом Роман Русинов говорил: «Мы провели тесты и квалификацию в сухих условиях, поэтому на автомобилях у нас «сухие» настройки». А метеорологические зонды команды прогнозировали дождь.
Серьезного дождя пока не было. Oreca 03 — Nissan под номером 26 побывал в лидерах гонки, а Русинов по ходу смен был самым быстрым пилотом своей команды.

Команда Corvette Racing. Штаб. Фото: Станислав Шустицкий.
Утренние часы — самые трудные: трибуны заполнены лишь наполовину, сонные зрители закутались в спальные мешки и пледы, любители ночных развлечений выходят на свет божий с помятыми лицами из палаток и трейлеров. Механики спят на стульчиках в боксах. Вероятность ошибок и нелогичных поступков возрастает многократно.
Две команды AC Corsa обслуживают Ferrari: для одной пит-стоп проходит успешно, а вторая пытается покинуть пит-лейн с заправочным шлангом. Механики справляются с проблемой, но ситуация близка к панической, и автомобиль выпускают прямо в борт заезжающему в соседний бокс Morgan — Nissan из LMP2. А дождь все-таки пошел за час до конца гонки. И внес коррективы даже в положение лидеров.

Заправка, смена экипажа, замены шин – вот что такое пит-стоп на гонке «24 часа Ле-Мана».
В 15:00 завершился заезд. Победу одержал экипаж в составе Кристенсена, Дюваля и Макниша. Том Кристенсен установил новый рекорд — это его восьмая победа в «24 часах Ле-Мана». На втором месте финишировала Toyota экипажа Дэвидсон — Буэми — Сарразин, а на третьем — Audi Марка Жене, Лукаса ди Грасси и Оливера Джарвиса. В LMP2 на третьей позиции завершил гонку экипаж, в составе которого выступал Роман Русинов! Aston Martin Дамбрека, Мюкке и Тюрнера не сумел удержать лидерство в LM GTE Pro и пропустил вперед пару из команды Porsche AG Team Mantley. Четвертыми здесь финишировали Ян Магнуссен, Антонио Гарсиа и Джордан Тейлор на Chevrolet Corvette C6‑ZR1.

«24 часа Ле-Мана». Снимок Станислава Шустицкого.
«24 часа Ле-Мана» были магическими, драматичными и, к сожалению, трагическими. Похоже, 24 часов для определения победителей и призеров этой гонки оказалось недостаточно. Экипаж № 26 команды G-Drive Racing был исключен из результатов из-за несоответствия правилам бензобака их автомобиля. Экипаж также исключен из классификации третьего этапа World Endurance Championship, которым являлась эта гонка. Команда подала апелляцию. Остаётся ждать решения.

«24 часа Ле-Мана». Снимком поделился Станислав Шустицкий.

В гонке LM P2 экипаж из трех человек, состоящий из Мартина, Конвэя и Русинова, занял третье место.

Обещанное сражение состоялось: Дэвидсон, Буэми и Сарразин — на втором месте!

На «Ле-Мане» самым быстрым из Corvette C6-ZR1 был экипаж Магнуссена, Гарсии и Тейлора — 4-е место в классе LM GTE Pro.

Жизнь пилотов спортпрототипов на «Ле-Мане» непроста из-за множества обгонов.

Двадцать четыре часа Ле-Мана. Фотография: Станислав Шустицкий.

Audi R18 e-tron quattro заняли первое (номер 2) и третье (номер 3) места.

В гонке класса LM GTE Am к финишу первой пришла команда на Porsche.