Два совершенства в Формуле-1 1963 года: чемпионаты, которые остались без победителя

Двойная победа. 1963 год. Формула-1: пропущенные титулы.
Чемпион мира 1963 г.: Джим Кларк (Великобритания), Lotus
Обладатель Кубка Конструкторов 1963 г.: Lotus
Чемпион Европы 1963 г.: Джим Кларк (Великобритания), Lotus
Кубок Наций 1963 г.: Великобритания – 131 очко, США – 56 очков, Новая Зеландия – 17 очков
Сезон 1963 года стал одним из самых предсказуемых в истории Формулы-1 1950-х – 1960-х годов. Однако этот чемпионат запомнился ярким проявлением таланта «летучего шотландца» Джима Кларка. Несмотря на отсутствие борьбы за титул как в личном зачете, так и в Кубке Конструкторов, сезон не был скучным. Lotus 25 с несущим монококом под управлением Джима Кларка превзошел всех соперников. Даже легендарный Хуан-Мануэль Фанхио в годы триумфа Mercedes не выглядел столь уверенно, как Кларк в сезоне 1963 года.
Джимии не добился успеха только на первой гонке сезона в Монако, где на его лидирующем Lotus заклинило коробку передач.
Впервые на любимой трассе победил Грэм Хилл, начав тем самым серию из пяти побед в княжестве. Всего за 18 сезонов в Формуле-1 у британца 14 Гран-при. Пять из них завоеваны на самой сложной гоночной трассе планеты в Монте-Карло, превзойти это достижение удалось лишь Айртону Сенне, выигравшему шесть гонок вокруг Казино.
Вернувшись к 1963 году в Бельгии, Кларку улыбнулась удача уже со второго этапа. В оставшихся девяти гонках сезона он поднимался на подиум во всех случаях, семь раз достигнув высшей ступени. И поскольку в зачет чемпионата мира и Кубка Конструкторов шли лишь шесть лучших результатов, Кларк и Lotus впервые в истории Формулы-1 не просто сделали дубль в чемпионатах, но и заработали максимальное количество очков: 54 из 54 возможных в обоих зачетах.
В такой ситуации вопрос о лучшем пилоте Европы вообще не стоял. Даже без учета 22 очков, заработанных в США, Мексике и Южной Африке, Кларк легко выиграл бы не только первенство Европы, но и чемпионат мира. Впрочем, и этого «летучему шотландцу» оказалось мало: он едва не выиграл ещё и «500 миль Индианаполиса», финишировав в своей дебютной гонке на «старой кирпичнице» вторым!
В 1963 году в таблице Зачета Наций, подобно чемпионату и Кубку Конструкторов, представители Великобритании выиграли все десять гонок: семь Кларк, два Хилл и один Сэртис. С британскими же пилотами остались все десять поул-позиций сезона. Преимущество Британии в очках было огромным: 131 против 56 у занявшей второе место сборной США. Третья команда, Новая Зеландия (благодаря усилиям Брюса Мак-Ларена), набрала всего лишь 17 зачетных баллов.
Чемпионат мира по шоссейно-кольцевым автогонкам класса Формула-1 достаточно консервативен. Помимо Кубка Конструкторов и личного чемпионского титула, в Ф-1 лишь недавно стали вручать призы новичкам и лучшим в квалификации. Прежде альтернативные зачеты не пользовались популярностью, за исключением Приза Лоренцо Бандини да Кубков Колина Чепмена и Джима Кларка в 80-х… Тем не менее, даже без дополнительных инвестиций можно было проводить минимум пару чемпионатов в разных зачетах: например, Кубок Наций и Чемпионат Европы. Но лучше поздно, чем никогда: «5 колесо» продолжает серию альтернативных чемпионатов Ф-1 в этих двух номинациях. Результаты будут подведены на основе исторических фактов.
1950 Формула-1: чемпионаты, которых не было!
1951 Формула-1: чемпионаты, которых не было!
1952 Формула-1: чемпионаты, которых не было!
1953 Формула-1: чемпионаты, которых не было!
1954 Формула-1: чемпионаты, которых не было!
1955 Формула-1: чемпионаты, которых не было!
1956 Формула-1: чемпионаты, которых не было!
1957 Формула-1: чемпионаты, которых не было!
1958 Формула-1: чемпионаты, которых не было!
1959 Формула-1: чемпионаты, которых не было!
1960 Формула-1: чемпионаты, которых не было!
1961 Формула-1: чемпионаты, которых не было!
1962 Формула-1: чемпионаты, которых не было!