DTM. Мы ждем перемен!

DTM. Мы ждем перемен!

Вчера и сегодня

Согласен, с делом 40-летней давности погорячился: 1972 год стал началом национального немецкого чемпионата Deutsche Rennsport Meisterschaft, который в 1985 году прекратил существование, став жертвой гонки вооружений. Но годом ранее эстафету уже готов был принять другой чемпионат — Deutsche Tourenwagen Meisterschaft, участников которого по степени технической оснащенности разделили на два класса. Технические требования высшего класса позволяли подготовить версии, близкие к прототипам, а второй дивизион составили «серийные» выходцы из прежнего DRM. Хорошая медиаподдержка, включавшая регулярные телевизионные трансляции, сделала DTM достаточно популярным в Европе и позволила подумать о серьезной интерконтинентальной серии. Без помощи Международной автомобильной федерации здесь было не обойтись, и в 1995 году при поддержке FIA появилась International Touringcar Series с этапами в Бразилии и Японии.

DTM
© Фото: 5 колесо

FIA преследовала не только популяризацию автоспорта, но и коммерческий интерес. Неизбежно возник конфликт финансовых интересов команд и Федерации, из-за чего ITC покинули Alfa Romeo и Opel.
На поиски компромисса ушло три года, идея возрождения чемпионата рождалась с трудом. Кто-то настаивал на прозрачности бюджетов, кто-то приветствовал состязательность в инновациях. Двигатели, тип кузова, трансмиссия… Вопросов было много. Лишь в 2000 году появился новый чемпионат, не ограниченный немецкими трассами. В Deutsche Tourenwagen Masters участвовали Audi, Mercedes и Opel. Организация нового DTM взяла на себя компания ITR под руководством Ханса-Вернера Ауфрехтa без вмешательства FIA.

Человеческий фактор

DTM
© Фото: 5 колесо

«Феникс» возродился, но вопросы о будущем DTM возникают практически в конце каждого сезона. Главные из них – бюджеты и маркетинговая привлекательность чемпионата. После ухода марки Opel в 2005 году на поле остались лишь Audi и Mercedes. Популярность DTM в Германии была трудно переоценить, но с точки зрения мировых серий интерес к нему падал. Оставались два варианта: экспортировать этапы DTM за пределы Европы или унифицировать регламент с правилами Grand-AM или Super-GT.
Не все участники нынешнего состава DTM видят смысл вывозить европейскую серию на небюджетные этапы за рубеж, несмотря на интерес к рынкам Китая и Америки для представленных в DTM концернов. Второй вариант более привлекателен, так как дает возможность продавать гоночные автомобили частным командам Grand-Am или Super-GT.

DTM
© Фото: 5 колесо

Не исключено, что Марио Тайссен, шеф спортивного отделения BMW, принял во внимание этот аргумент при решении о участии «баварских моторов» в DTM с 2012 года. Еще один фактор, добавляющий привлекательности Deutsche Tourenwagen Masters — это персоналии. Бернд Шнайдер пять раз выигрывал чемпионат, экс-пилот «Формулы-1», на его счету рекордные 43 победы на этапах. Дважды праздновал победу в сезонах DTM Матиас Экстрем, восьмикратный (!) победитель марафона «24 часа Ле-Мана». Побеждал в Deutsche Tourenwagen Masters и Никола Ларини, бывший пилот «королевских» гонок. Но если у Шнайдера и Ларини карьера в «Формуле-1» складывалась не слишком успешно, то в DTM продолжили свою гоночную карьеру гранды Ф1, такие как Мика Хаккинен, Жан Алези, Хайнц-Харальд Френтцен. Сегодня выступают Дэвид Култхард и Ральф Шумахер. Но более интересен тот факт, что гонки DTM становятся кузницей кадров для «Формулы-1»: чемпион 2005 года Гари Паффет — тест-пилот команды McLaren, а прошлогодний победитель Deutsche Tourenwagen Masters Пол Ди Реста в нынешнем сезоне является призовым пилотом Force India F1 Team.

Трудно ли быть партнером?

DTM
© Фото: 5 колесо

В нынешнем сезоне Deutsche Tourenwagen Masters эксклюзивным поставщиком шин стала компания Hankook. Многие удивились появлению корейской фирмы в европейских гонках, но Hankook с 1999 года развивает спортивное направление. С главой европейского спортивного подразделения Hankook Манфредом Зандбихлером я встретился во время этапа DTM на немецкой трассе Нюрбургринг. В моём первом вопросе шла речь о причинах прихода компании в DTM и о том, считает ли Манфред этот бизнес прибыльным. «Во-первых, DTM имеет прекрасную информационную поддержку, поэтому партнерство с этим чемпионатом очень выгодно в плане рекламы нашей продукции. Во-вторых, мы здесь сотрудничаем с такими известными брендами, как Audi, Mercedes и BMW, что является своеобразной визитной карточкой качества наших шин», — считает Зандбихлер.

DTM. Манфред Зандбихлер
© Фото: 5 колесо

— Пока говорим о маркетинге и узнаваемости бренда, но в будущем надеемся на прибыль. Решения по участию компании в DTM принимались руководством, поэтому все, что происходит, подлежит анализу. DTM — отличная лаборатория для производства как спортивных, так и гражданских шин. Что касается особенностей создания шин с учетом серии, то, по словам Манфреда, особых проблем не было: получили технические параметры автомобилей, пожелания по ходимости шин… В итоге пилоты были удивлены, насколько хорошими оказались шины. Для первых тестов потребовалось немного вариантов — точно знали, в каком направлении двигаться. Самыми важными были два параметра: безопасность и идентичность всех комплектов. На самом деле всё не так просто. Даже несмотря на то, что на сезон готовятся лишь два варианта шин — слик для сухой погоды и шины для дождя. И никаких вариантов компаунда, связанных с техническими параметрами того или иного трека. Но, к примеру, пока непросто определить даже объемы производства. «Это только начало нашего сотрудничества с DTM, и мы пока не имеем необходимой статистики, — поясняет Манфред. — Было бы идеально, если бы точно знали, сколько шин нам необходимо произвести. Всё зависит от погоды: больше гоночных уик-эндов в дождь — больше комплектов дождевых шин, и наоборот. В любом случае, планируется два или три этапа производства в течение сезона».

DTM
© Фото: 5 колесо

В следующем сезоне спортивному отделению Hankook предстоит новое испытание: на трассы выйдут автомобили с новыми шинами, отличающимися размерами от нынешних. В текущем сезоне в гонках DTM использовались шины размером 260/660R18 для передних колес и 280/660R18 для задних. В сезоне-2012 размеры увеличатся до 300/680R18 для передних колес и 320/710R18 для задних. В начале сентября, во время этапа на английской трассе Бренд Хэтч, Hankook представила новое поколение шин Ventus, соответствующих спецификациям 2012 года. Главный конструктор Hankook Джеймс Ким, отвечающий за работу с партнерами в Германии и Корее, отмечает: «Работая в DTM, мы уже накопили большой опыт, но изменение типоразмеров — важный момент. Это новая разработка на 50 процентов. При этом мы не только улучшили скоростные параметры шины, но и сохранили необходимый уровень безопасности». Hankook уделяет особое внимание экологии. Инженеры при производстве как дорожных, так и спортивных шин воздерживаются от использования высокоароматических масел, применяемых для увеличения пластичности компаунда и улучшения сцепления с дорогой. Дело в том, что полициклические ароматические углеводороды являются сильным канцерогеном. По законам ЕЭС использование подобных элементов в производстве дорожных шин запрещено, но на спортивную линейку этот запрет пока не распространяется. «Тем не менее мы с самого начала учитываем это требование ЕЭС при разработке наших шин для гонок DTM и не используем подобные масла» — говорит Джеймс Ким.

DTM. Девушки
© Фото: 5 колесо