Drive Expert: обучающее приложение для гонщиков, сделанное в России. Мы испытали его на автодроме в Сочи
Еще до введения карантинных ограничений, мы успели съездить в Сочи и в «боевых» условиях проверить, как работает приложение Drive Expert, которое может помочь в освоении теории и практики езды по гоночному треку
Предложение протестировать новый отечественный «апп» поступило от его автора, инструктора «Сочи Автодрома» Дениса Малеваного. Он много времени провёл на трассе Нюрбургринг, причём не на той, которая последнее время принимала Гран-при «Формулы-1», а на легендарной «Северной петле».
«Для езды по ‘‘Нордшляйфе’’ можно скачать приложение, которое станет для вас гидом и поведёт, с помощью GPS, от поворота к повороту. Это поможет запомнить конфигурацию почти 23‑километровой трассы. Но в этом приложении есть и «тренерская» функция Driving coaching, фиксирующая совершённые ошибки, — рассказывает Денис. — Принцип работы вот этого «тренера» и заложен в приложении Drive Expert, но здесь используются несколько иные алгоритмы». Оригинальна сама идеология приложения — оно разрабатывалось «от обратного». То есть за основу были взяты принципы езды по треку, но они адаптировались к навыкам «среднестатистического» водителя. То есть создавался виртуальный тренер, способный вести ученика от базового уровня если и не к вершинам мастерства, то к уверенности на гоночной трассе.
БОЛЬШОЙ БРАТ СЛЕДИТ ЗА ТОБОЙ
Обычно при проведении мероприятий на гоночных трассах организаторы выставляют на них маркеры-подсказки: конусами отмечаются точки торможения, апексы поворотов и места, куда следует прицелиться на выходе из поворота. На сей раз таких подсказок не было, а Денис, который занял правое сиденье в Porsche 911 GT3, наотрез отказался выполнять штурманские обязанности. Лишь сказал, что система, отслеживающая мои действия, будет не только фиксировать время круга, но и оценивать правильность действий. Потому есть смысл «медленно поспешать». На деле всё оказалось не столь однозначно — «поспешать» всё-таки было нужно.
Уже в первом повороте система хорошо поставленным голосом укоризненно отметила, что я недостаточно уверенно затормозил, а через пару поворотов указала, что нерационально работаю рулём. Я и сам понимал, что еду медленно, но как же тогда слова Дениса о том, что в таком обучении важна неабсолютная скорость? Но мой инструктор предлагает сначала доехать до финиша, затем посмотреть выставленную приложением оценку, а уж потом разобрать «полёт». Критерия три: безопасность, стиль вождения и скоростные навыки, а оценивается каждый из них по десятибалльной системе. Из трёх пунктов более-менее приемлемый результат — 7,9 — я показал в плане безопасности, а два остальных не выдерживали никакой критики. Особенно скорость. Значит, приложение оценивает скорость никак не ниже, чем ту же безопасность? И время круга тоже важно? «Обрати внимание на установки, которые мы задействовали перед заездом, — поясняет Денис. — Во-первых, мы выбрали тип автомобиля: гражданский, спортивный или гоночный. У нас второй вариант, так как мы ехали на «стоковом» Porsche 911 GT3. Во-вторых, из трёх вариантов шин: дорожных, спортивных или сликов, предлагаемых приложением, мы выбрали спортивные. Так система определила те задачи, которые мы перед собой ставим. И оценку выставляет исходя из установленной нами же планки. Поездка на гражданском автомобиле с дорожными шинами была бы оценена выше».
Результат Виктора Березовского значительно лучше моего, но и в этом случае приложение нашло в его пилотаже ошибки, и с замечаниями виртуального тренера Виктор согласился. А ещё мы с Виктором пришли к важному выводу — ещё один круг по «Сочи Автодрому» с учётом всего того, что абсолютно объективно отметила программа, наверняка будет лучше и по времени, и по качеству исполнения. То есть благодаря Drive Expert вектор дальнейшей работы был чётко обозначен.
НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ
Наша с Виктором уверенность базировалась не только на запоминании подсказок. В Drive Expert заложена ещё одна важная функция, позволяющая постфактум проанализировать всё то, что происходило на трассе, досконально разобрать ошибки и внести коррективы в стиль пилотажа. В подтверждение могу привести хороший пример. К нашему эксперименту присоединился инструктор школы повышения водительского мастерства Extrim Drive Андрей Лунин, который, как и Виктор Березовский, первый раз ехал по сочинской трассе. Так вот Андрей с первой же попытки получил две десятки — за безопасность, что при его специализации неудивительно, и за стиль вождения. А вот скорость и в случае с «контр-аварийщиком» получила посредственную оценку. То есть стремиться к трём десяткам, выставленным приложением, и смысла нет? «Это реально, — не соглашается Денис Малеваный. — Правда, для этого нужна действительно хорошая спортивная подготовка. И умение найти верный баланс в тех самых трёх критериях, определённых приложением». И в доказательство показал результаты замечательного гонщика Романа Русинова, проехавшего круг по «Сочи Автодрому» за рулём Marussia. В активе Романа 30 баллов и время круга 2 мин. 22 сек. И ехал он не на пределе, без жёстких атак поребриков.
А чтобы я окончательно убедился в объективности оценок, Денис предложил ещё один эксперимент: «Я сейчас проеду в режиме, близком к гоночному, и постараюсь получить максимальные оценки». Садимся в BMW M4 и отправляемся на трассу. То, что «тридцатки» не будет, становится понятно достаточно быстро — система регулярно сетует на позднее торможение, а на финише снижает Денису балл за безопасность. Ещё на 0,6 Денис был «наказан» за класс вождения — в одном месте была не повлиявшая на время помарка в виде небольшой коррекции рулём. Но и это система заметила. Зато за скорость 10 баллов и время круга — 2:12,71! А ведь и в этом случае приложение дало объективную оценку — «дубасить» на пределе возможного на «просто спортивном» автомобиле для клиента школы небезопасно.
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Приложение Drive Expert в работе использует те инструменты, которыми располагают смартфоны: датчики акселерометра и системы GPS. Важно было научить этот функционал работать по заданным алгоритмам: от базовых «настроек» для начинающих до программ, ориентированных на тех, кто хочет совершенствоваться в езде по гоночным трассам. То есть приложение должно быть рассчитано на многоуровневое развитие. И выражение «виртуальный тренер» здесь используется не для красного словца. При включении Drive Expert предлагает две опции: практические занятия на треке и раздел гоночной школы. Последний предлагает теоретическую часть со схемами и иллюстрациями. Получили «базу», можно выезжать на трек. Закончили круг, переходим в раздел «Аналитика» и разбираем ошибки. Программа отметила ошибку на торможении? Кликаем на эту ошибку и снова переходим в раздел теории, где освежаем свои знания. Такой тренер виртуален, но ошибки он видит вполне реальные: зная, на каком автомобиле и с какими шинами вы едете, он чётко оценивает вашу скорость при входе в поворот, эффективность и правильность торможения, чистоту движения в повороте, траекторию…
«На самом деле, принцип работы приложения Drive Expert простой, но сделать эту программу гибкой, способной адаптироваться к уровню подготовки водителей, было непросто, — поясняет Денис Малеваный. — Что касается ‘‘гоночного’’ функционала приложения, то могу привести интересный пример. Работу Drive Expert на «Сочи Автодроме» я довёл до совершенства, но на трассе Moscow Raceway приложение начало вести себя неадекватно. Причиной стало обилие связок поворотов на подмосковном треке. Решение проблемы лежало на поверхности, но, чтобы разобраться, потребовалось время. Зато сейчас Drive Expert можно использовать абсолютно на любом треке, включая ‘‘Северную петлю’’ Нюрбургринга». Сегодня многофункциональное приложение Drive Expert имеет почти стопроцентную готовность — осталось немного доработать теоретическую часть и произвести тонкие настройки, после чего все желающие смогут скачать его в Google Play или Apple Store. И, что очень важно, как и любое другое приложение, Drive Expert будет регулярно обновляться.
АВТОДРОМ В СОЧИ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
После открытия в 2014 году, «Сочи Автодром» продолжает жить активной автоспортивной жизнью. Здесь проходят календарные соревнования самых разных уровней: от этапов гонок “Формулы-1” до клубных состязаний. Автодром остается загруженным даже в межсезонье.
Можно заказать экскурсию на «Сочи Автодром», в ходе которой без сопутствующей соревнованиям суеты посетить те места, куда обычно без специальных пропусков и не попасть. Познакомиться с конфигурацией трассы, на которой соревнуются лучшие гонщики мира, можно пешком, на гольф-каре или на Mercedes-AMG . Особым, но тем не менее тесно связанным с автодромом объектом является музей автомобильного спорта. Прониклись спортивным духом? Тогда есть смысл прочувствовать и дух скорости, прокатившись пассажиром на гоночном такси.
Но экскурсии, гоночное такси — это всё для души, а для практической пользы здесь работает и система мастер-классов, и функционирует школа дрифта, возглавляемая Аркадием Цареградцевым, и присутствуют тематические программы, такие как мерседесовская Mercedes-AMG Experience.
Есть и трек-дни, на которые можно приехать на собственном автомобиле и в условиях максимально возможных мер безопасности оттачивать мастерство езды по треку.