Дорожные камеры: средство контроля дорожного движения или источник дохода?

За прошлый год россиян оштрафовали на общую сумму 179,5 миллионов штрафов. Более 89% нарушений обнаружили автоматизированные системы контроля.

Российские водители активно обсуждают штрафы, выписываемые камерами. Некоторые автовладельцы пытаются обмануть систему различными способами: окрашивают номера лаком для волос, закрывают оргстеклом, мажут грязью, снегом и другими материалами. Камеры установлены повсеместно.

Россия занимает первое место по количеству камер на дорогах? Всё зависит от метода подсчёта.

Летом СМИ сообщили о признании нашей страны абсолютным рекордсменом по количеству дорожных камер — более 18 тысяч. Цифра кажется впечатляющей: будто каждый квадратный метр дороги находится под постоянным наблюдением. Но на самом деле всё не так страшно. Сравнение количества камер между странами некорректно, поскольку не учитываются протяженность автодорог, количество автомобилей и другие важные факторы.

Рассчитав коэффициент плотности размещения камер с учетом протяженности автодорог, получим другую картину. В России дорог более 1,55 млн км, а камер на них — 18,4 тыс. Получается одна камера на 84 км. Сравним эти данные со статистикой Бельгии и Италии. Там по камере приходится 52 и 45 км соответственно. ОАЭ демонстрируют еще более впечатляющий результат: на 4 тыс. км дорог почти 2,9 тыс. камер — одна камера на каждые 1,4 км. В этом списке Россия не выглядит лидером.

Чтобы водителям приходило меньше штрафов, нужно нарушать меньше правил. Следует обратить внимание на манеру вождения и соблюдение ПДД. Порядок на дороге — залог безопасности для всех, а отсутствие штрафов — приятный бонус. Камеры установлены не из-за корысти, их цель — повышение дисциплины и культуры вождения, что в свою очередь снижает аварийность и смертность на дорогах.

Наперегонки со смертью

Статистика Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ за девять месяцев текущего года свидетельствует о регистрации 91 255 ДТП на российских дорогах. В этих авариях погибли 10 078 человек, получили ранения различной степени тяжести 115 139 человек. Причиной большинства происшествий (87,5%) стали нарушения правил дорожного движения водителями. Именно в таких ДТП зафиксировано 85,2% всех погибших, что является тревожным фактом.

На дорогах аварии происходят чаще всего из-за нарушения скоростного режима, несоблюдения правил проезда перекрестков, выезда на полосу встречного движения и неправильного выбора дистанции. Самым частым нарушением, приводящим к тяжелым последствиям в ДТП, является превышение допустимой скорости. Это нарушение наиболее часто фиксируется дорожными камерами. В Московской области на него приходится около 97% от всех вынесенных штрафов.

Изображение: img.freepik.com

По всему миру комплексы фотовидеофиксации считаются наиболее действенным средством борьбы с нарушениями скоростного режима. Работают они так: сначала водители игнорируют камеры, потом возмущаются полученными штрафами за превышение скорости, затем привыкают к их наличию на участке дороги и в итоге начинают соблюдать правила дорожного движения. Каждый может сразу перейти к безопасному вождению, пропустив первые две стадии. В Подмосковье наблюдается устойчивое снижение основных показателей аварийности: за 11 месяцев 2022 года общее количество ДТП уменьшилось на 14,6%, погибших — на 9,5%, раненых — на 16,4%. Александр Домбровский, директор департамента безопасности дорожного движения и аналитики «МВС Груп», уверен, что комплексы фотовидеофиксации внесли свой вклад в эту статистику. По его словам, единственный способ избежать штрафов ГИБДД — не нарушать правила дорожного движения.

Что еще почитать:

Зачем гаишников учат вежливости

За что вас будут уважать другие водители

Как власти пытаются избавиться от автовладельцев