Дорожные камеры: источник новых миллиардов
За год количество камер для фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения в России увеличилось на 8%, а число выписанных штрафов — на 20%. Водители стали отличным источником дохода, но за нарушения сами виноваты.
Подобные цифры могут вызывать разные эмоции. Увеличение выпуска чугуна комбинатом — это положительный пример. А что насчёт 237,6 млн постановлений об административных правонарушениях в области дорожного движения в 2023 году? Это на 18,1% больше, чем годом ранее (в 2022-м было 201,5 млн). Из них исполнено 214,2 млн, или 90,1%. Должен ли нас радовать такой рост или возмущать?
Ответ очевиден: радоваться, разумеется. Штрафы выплачивают нарушители закона, а не законопослушные водители. Лидерами по вынесению штрафных санкций являются Москва и Подмосковье, на которые приходится треть всех нарушений в России. Затем следуют Санкт-Петербург и Ленинградская область, Татарстан, Башкортостан и так далее. Речь идет об общем количестве постановлений, вынесенных с применением камер и при надзоре за движением. 92% из них (220,9 млн; +20,4% к прошлому году) вынесено благодаря дорожным камерам. Федеральная Служба Судебных Приставов сообщила о взыскании почти 15 млрд руб., но многие водители оплачивают штрафы до вмешательства ФССП. В итоге реальная сумма штрафов, полученных с помощью камер, гораздо выше.
Парк дорожных камер растет медленнее количества штафов, выносимых с его помощью. Это происходит потому, что камеры становятся «умнее», распознавая большее число правонарушений. Например, увеличивается число регионов, внедряющих контроль за использованием ремней безопасности и разговорами по телефону во время управления автомобилем. Столичный ЦОДД недавно в пилотном режиме начал контролировать машины, нарушающие правила проезда трамвайных остановок. Координатор движения «Синие ведерки», г-н Шкуматов, сообщает, что в среднем на один автомобиль приходится по пять штрафов в год, а одна камера оформляет 20 «писем счастья» в день.
Возвращаясь к вопросу о законе, можно ли считать его положительным или отрицательным? В целом, конечно же, хорошо: безнаказанность всегда возмущала нас. Хорошо осознавать, что нарушитель понесет наказание, хотя бы в виде штрафа. Но есть и другой важный момент – противоположный по восприятию. Мы начали ощущать незримый надзор, о котором писали фантасты еще десятки лет назад. Это было бы приемлемо, если речь шла только о контроле. Хуже то, что резко сократилась возможность свободной поездки в любое место, где можно было спокойно припарковать машину. Сегодня такие возможности ограничены даже за городом, не говоря уже о столичном книжном магазине или музее. А при загородных поездках древние (и, в большинстве случаев, ненужные) знаки типа «40» подстраховываются камерами. Формально все верно, но хотелось бы больше здравого смысла в законе, а не просто напоминания о наказаниях.
Желание, чтобы средства, полученные от камер, частично направлялись на упрощение пользования автомобилем, улучшение дорог и дорожной инфраструктуры, а не на искусственные усложнения, остается без внимания. Наблюдается обратная тенденция: камеры превращаются в «насосы», изымающие деньги невнимательных водителей круглосуточно. Не везде в нашей стране есть нефть или газ, которые могли бы пополнять бюджет сборами и налогами. А люди – повсеместно, при этом водители являются наиболее уязвимыми и платежеспособными среди них.
