Дорого, а будет еще дороже: что происходит с ценами на такси в России

1 сентября в обязательном порядке вводится ОСГОП для такси. Цены на такси для нас, пассажиров, вырастут — это факт. Однако обязательная страховка для таксистов и другие дополнения на уровне законов — не единственная и тем более не главная причина увеличения стоимости услуг такси, утверждает д. э. н., профессор ГУУ, Галина Сорокина. Разбираемся, почему на самом деле вырастут цены.
Дорого, а будет еще дороже: что происходит с ценами на такси в России

Не так давно мы обсуждали скорое повышение стоимости услуг такси вследствие введения требования для юрлиц и ИП, получивших разрешение на перевозки такси, застраховать свою ответственность в рамках ОСГОП, Обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами.

ОСГОП тут ни при чём (?)

Дорого, а будет еще дороже: что происходит с ценами на такси в России

И вроде бы наличие дорогостоящей страховки — очевидная причина для повышения цен, поскольку перевозчики не возьмут деньги на полисы «из воздуха». Однако говорить о том, что цены на такси вырастут именно из-за ОСГОП, всё-таки не корректно. Почему — об этом в интервью экономическому агентству «Прайм» рассказала директор Института экономики и финансов ГУУ, профессор Галина Сорокина.

Экономист утверждает, что к объективным причинам удорожания такси следует относить не принятый в сентябре прошлого года Федеральный закон 580-ФЗ об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси со всеми вытекающими и не требование оформления полиса ОСГОП таксистами, которое фактически появилось ещё в июне 2023 года.

Автомобили дорожают

Дорого, а будет еще дороже: что происходит с ценами на такси в России

К объективным причинам повышения цен на услуг такси Сорокина относит рост стоимости новых автомобилей. По словам профессора, сейчас большинство цифровых агрегаторов предъявляют требования к году выпуска автомобиля, который будет работать в такси.

Вдобавок, тот самый 580-ФЗ, вступивший в силу 1 сентября 2023 года, ввёл требования к внешнему виду автомобилей, работающих в такси — цветовую гамму таких машин устанавливают регионы, и это ещё одна из статей расходов таксистов, помимо пресловутого ОСГОП.

Расходы таксистов

Однако, по словам Галины Сорокиной, всё же основная статья расходов — это «комиссия цифровым агрегаторам и таксопаркам». Экономист приводит данные, полученные на основе информации от таксистов и проведённых опросов: приблизительно от 25 до 30% выручки уходит на оплату услуг сервисов, тогда как аренда самого такси обходится в 3-7% от выручки (!)

Цены вырастут

Дорого, а будет еще дороже: что происходит с ценами на такси в России

Но, в чём Галина Сорокина «солидарна» с нами и с экспертами отрасли, так это в том, что роста цен на такси не избежать. Единственное, в чём могут быть отличия — это в понимании причин ценообразования: подводя итог сказанному, экономист заявила, что повышение стоимости такси стоит связывать никак не с федеральными законами, а с «желанием некоторых бизнесменов повысить свою прибыль в т. ч. с применением законов поведенческой экономики».

Говоря о поведенческой экономике, Сорокина, очевидно имела в виду, что, создавая информационную шумиху по поводу роста цен [на такси], в различных онлайн и офлайн-пространствах готовится общественное мнение к такому росту.

Со многим здесь, конечно, можно и поспорить. Но что остаётся непреложной истиной и неизбежностью, так это рост цен на услуги пассажирских перевозок такси — особенно мы это почувствуем, начиная с осени — с 1 сентября.


Источник