Дорого, а будет еще дороже: что происходит с ценами на такси в России
1 сентября в обязательном порядке вводится ОСГОП для такси. Цены на такси для нас, пассажиров, вырастут — это факт. Однако обязательная страховка для таксистов и другие дополнения на уровне законов — не единственная и тем более не главная причина увеличения стоимости услуг такси, утверждает д. э. н., профессор ГУУ, Галина Сорокина. Разбираемся, почему на самом деле вырастут цены.
Не так давно мы обсуждали скорое повышение стоимости услуг такси вследствие введения требования для юрлиц и ИП, получивших разрешение на перевозки такси, застраховать свою ответственность в рамках ОСГОП, Обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами.
ОСГОП тут ни при чём (?)
И вроде бы наличие дорогостоящей страховки — очевидная причина для повышения цен, поскольку перевозчики не возьмут деньги на полисы «из воздуха». Однако говорить о том, что цены на такси вырастут именно из-за ОСГОП, всё-таки не корректно. Почему — об этом в интервью экономическому агентству «Прайм» рассказала директор Института экономики и финансов ГУУ, профессор Галина Сорокина.
Экономист утверждает, что к объективным причинам удорожания такси следует относить не принятый в сентябре прошлого года Федеральный закон 580-ФЗ об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси со всеми вытекающими и не требование оформления полиса ОСГОП таксистами, которое фактически появилось ещё в июне 2023 года.
Автомобили дорожают
К объективным причинам повышения цен на услуг такси Сорокина относит рост стоимости новых автомобилей. По словам профессора, сейчас большинство цифровых агрегаторов предъявляют требования к году выпуска автомобиля, который будет работать в такси.
Вдобавок, тот самый 580-ФЗ, вступивший в силу 1 сентября 2023 года, ввёл требования к внешнему виду автомобилей, работающих в такси — цветовую гамму таких машин устанавливают регионы, и это ещё одна из статей расходов таксистов, помимо пресловутого ОСГОП.
Расходы таксистов
Однако, по словам Галины Сорокиной, всё же основная статья расходов — это «комиссия цифровым агрегаторам и таксопаркам». Экономист приводит данные, полученные на основе информации от таксистов и проведённых опросов: приблизительно от 25 до 30% выручки уходит на оплату услуг сервисов, тогда как аренда самого такси обходится в 3-7% от выручки (!)
Цены вырастут
Но, в чём Галина Сорокина «солидарна» с нами и с экспертами отрасли, так это в том, что роста цен на такси не избежать. Единственное, в чём могут быть отличия — это в понимании причин ценообразования: подводя итог сказанному, экономист заявила, что повышение стоимости такси стоит связывать никак не с федеральными законами, а с «желанием некоторых бизнесменов повысить свою прибыль в т. ч. с применением законов поведенческой экономики».
Говоря о поведенческой экономике, Сорокина, очевидно имела в виду, что, создавая информационную шумиху по поводу роста цен [на такси], в различных онлайн и офлайн-пространствах готовится общественное мнение к такому росту.
Со многим здесь, конечно, можно и поспорить. Но что остаётся непреложной истиной и неизбежностью, так это рост цен на услуги пассажирских перевозок такси — особенно мы это почувствуем, начиная с осени — с 1 сентября.