Для пользователей электросамокатов придумывают новые ограничения
30 июля в Государственной Думе состоялось очередное заседание экспертной рабочей группы комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов. На сей раз фокусной стала тема СИМ – средств индивидуальной мобильности, а дополняли ее вопросы оптимизации регулирования движения в городе и безопасности на дороге.
Открыл встречу Ярослав Нилов, председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов. Он отметил, что тема СИМ в обществе болевая, она вызывает много споров и даже радикальных мнений вроде полного запрета. Хотя гораздо продуктивнее с точки зрения парламентария, от эмоций перейти к действиям: изучить проблему со всех сторон сосредоточившись на аккуратной корректировке законодательной и регуляторной базы. Это касается и самого понятия СИМ, и ПДД, и штрафных санкций за их нарушение.
Прежние усилия экспертной группы уже приносят результаты: инициатива о введении ответственность за агрессивное вождение поддержана на уровне правительства; в процессе рассмотрения находится также предложение по контролю наличия полисов ОСАГО через систему фото- и видеофиксации с возможностью выставлять штраф не чаще раза в сутки. А вот пресловутый список лекарственных препаратов, в свое время попавший в сеть и наделавший там шума, никуда пока не движется — «вопрос чувствительный».
По теме СИМ тоже есть ряд инициатив, например, внесена поправка в закон о торговой деятельности, согласно которой работодатель должен проверять наличие страховки типа ОСАГО при найме сотрудников.
В работе экспертной группы участвовал также депутат прошлого созыва Александр Старовойтов; он отметил реальные результаты работы постоянного комитета и актуальность поднятой темы по СИМ. Особенно сейчас, после принятого в первом чтении законопроекта о штрафах для этой категории СИМ и после инициированного председателем Госдумы Вячеславом Володиным опроса о возможном запрете электросамокатов. Отклик был массовым, проголосовало более 351 тыс. россиян, причем согласны на полный запрет 54% ответивших, а равнодушны к теме – это ответ «мне все равно» — лишь 5% (данные на 7.08.2024).
Старовойтов предложил работать, помня судьбу многих уже принятых решений, ведь есть законы простого исполнения и законы, не работающие «на земле». Так что иногда не лучшие решения оказываются рабочими. Например, повсеместное внедрение камер контроля скоростного режима – не лучшее решение, однако оно помогло сократить смертность на дорогах с пугающих 25 тыс. человек в год почти на 10 тыс. Остается немало вопросов к камерам и их расстановке, но есть и такой результат, подтвержденный цифрами. В ситуации использования СИМ есть сходство: только системные методы цифрового контроля могут сработать. Нынешнее развитие систем контроля городской среды позволяет фиксировать скорость, маршруты и иную важную информацию. Следует грамотно выбрать нужные для контроля параметры.
В эмоционально острых условиях особенно важно не принимать необоснованных решений, — отметили оба спикера. Они призвали актуализировать данные статистики и работать по конструктивным и обоснованным предложениям регулирования, а не запрета.
Постоянные участники рабочей группы пришли на заседание с готовыми, сформулированными и подкрепленными статистикой или экспертизой идеями; на изложение каждой отводилось всего пять минут – вот уж точно, «сухой остаток» без словесной «воды».
Владимир Соколов, МОД «Союз пешеходов», отметил, что участвует в теме уже порядка пяти лет. Впервые вопрос был поднят достаточно давно, и тогда относился к — электромотоциклам, оказавшимся в привилегированном положении транспорта вне правил и ограничений.
Он отметил, что не надо быть провидцем, чтобы оценить динамику роста массовости использования СИМ, особенно в крупных городах. С развитием проката СИМ стали своего рода альтернативой общественному транспорту и такси; показатели их использования и по числу единиц, и по числу поездок по крайней мере удваиваются ежегодно, все больше городов присоединяется к арендному «движению». А вот системы регулирования отстают. Да, два года назад был утвержден ГОСТ по электросамокатам, но – необязательный; да, в декабре Денис Мантуров на итоговом заседании 2023 признал большое влияние СИМ на городскую среду; да, уже есть решение о том, что ГОСТ станет обязательным. Это предполагает оснащение ГЛОНАСС, принудительное ограничение скорости в рамках разрешённого и установку кнопки «пешеходный режим», ограничивающей скорость в пешеходных зонах и на переходах до 8 км/ч. Однако все эти меры не снимут напряженность в обществе и не решат проблему кардинально.
Самокатчик хоть и не водитель, но несет ответственность за причиненный вред здоровью, то есть по факту уже приравнивается к водителю транспортного средства; подлежит суду и наказанию. При этом риски сохраняются: СИМ развивают слишком высокую скорость для совместного движения с пешеходами, а выделенных полос нет и устроить их непросто. Это требует как пространства, так и огромных инвестиций.
Важно есть и такой факт: если большинство пострадавших в инцидентах с СИМ — пешеходы, то большинство погибших – сами водители СИМ. Так что обеспечение их безопасности тоже задача, и важная.
Конкретные предложения: допускать к прокату только тех, у кого есть права какой-либо категории, что предполагает знание ПДД; прекратить аренду СИМ, не оборудованных автоматическим ограничением скорости, ГЛОНАСС и кнопкой пешеходного режима; минимизировать смешение потоков пешеходов и наездников СИМ.
Петр Шкуматов, координатор общества «Синие ведерки» высказался кратко, но весьма радикально. Напомнил, что с 2023 года электросамокаты признаны транспортными средствами, а значит, не надо ничего специального изобретать. Закон предписывает регистрацию любых ТС, что означает постановку на учет и получение номерных знаков. Однако до сих пор ничего такого не делается. «Просто надо исполнять законы, которые уже есть на сегодня», — еще раз призвал он.
Секретарь заседания предоставил участникам данные и суть полученных до встречи предложений. Он напомнил, что появление СИМ содержит и позитив – они формируют бесшовную мобильность в городе. Кроме того, из сотен предложений по продаже подобной техники (был приведен пример сайта-агрегатора) лишь десять оказались по параметрам за рамками характеристик мопедов, которые полностью «отрегулированы». Вот почему часто звучит предложение разделить СИМ на две категории: личное пользование – прокат.
Личные могут быть признаны транспортными средствами с выдачей номеров и регистрацией, а также ОСАГО; прокатные будут регулироваться отдельно и «сервисно» — через ГЛОНАСС-ограничение скорости; штрафы в системе проката и т. д. При этом для них сохранится режим использования без водительского удостоверения.
Александр Шумский, автоюрист и руководитель проекта «Пробок.нет» обратился к статистике, подтверждающей высокий риск здоровью и жизни именно для пользователей СИМ – именно так 43 человека погибло в ДТП в прошлом году. Далее адвокат отметил: «Москва идет правильным путём саморегулирования; введены номерные знаки и ограничение скорости. Теперь нужна инфраструктура, ведь у водителей (автомобилей) есть дороги, у пешеходов тротуар… у самокатчиков нет ничего». То есть разделение потоков мобильности снова, уже не первый раз за обсуждение, было названо способом сокращения травматизма и конфликтности.
Игорь Моржаретто, автоэксперт, высказал ряд тезисов: отметил преувеличение проблем для пешеходов и недопонимание уровня рисков для самих пользователей СИМ, что в сумме требует введения образовательных мер; неоднозначность решения по предложению о номерах на СИМ — тогда и на велосипеды надо номера крепить, а ведь опасны и роликовые коньки… По сумме сказанного предложил использовать более современные и компактные и универсальные методы – например, чипирование СИМ. И организовать, и далее отслеживать проще и эффективнее.
Андрей Осипов, радиоведущий, предложил говорить не только о регулировании «сверху», но и формировании «снизу» нового уровня осознанности пользователей: «Покупаешь – знаешь свою ответственность, тратишь средства. Берешь в прокат — делаешь стихийный выбор ценою в каких-то 50 руб.». значит, важно в сервисах кикшеринга формировать условия для осознанного выбора, для чего, например, выделять специальные зоны начала и завершения поездки, чтобы СИМ не бросали где угодно, как капризные дети бросают игрушки…
Кроме того, важно убрать фактор беззвучности, это показывает и зарубежный опыт: всюду движение СИМ сопровождается звуком, и оборудовать некой «озвучкой» самокаты совсем не сложно.
Было высказано и мнение крупнейшего в России адвокатского бюро ЕПАМ, уже долгое время вовлеченного в тематику законодательного регулирования электросамоваров, моноколес и иной СИМ-техники.
Снова прозвучало мнение о разделении потоков: СИМ не должны двигаться по тротуарам и активно использоваться в пешеходных зонах, а также там, где возможно присутствие большого числа детей. Для СИМ следует установить специальную категорию и выдавать соответствующие права на управление – без знания ПДД сложно участвовать в дорожном движении не создавать рисков. СИМ должны проходить регистрацию, что предполагает выдачу номера или чипиривание.
Кроме того, следует вести требования по максимальным техническим параметрам СИМ – скорости, массе, особенностям конструкции.
Любые виды аренды СИМ должны быть урегулированы: не бросать после завершения аренды, где попало; не передавать детям и не подвозить их; использовать базовые средства индивидуальной защиты, хотя бы шлем.
Использование СИМ в сфере доставки – отдельная тема, которую следует так и рассматривать, со специальным регулированием.
Почему мы должны достраиваться под скорость, установленную производителем СИМ? Надо решать проще, от здравого смысла: ограничить скорость до велосипедной, порядка 10 км/ч — и тогда нет рисков; обеспечить звуковую сигнализацию (шумовые датчики)
Михаил Рязанцев, юрист, в короткой реплике предложил не забывать при обсуждении нормирования самой сути СИМ – мобильности. Ведь так можно «убить» саму суть этого вида передвижения и ради малой доли нарушителей создать неразрешимые проблемы для основной массы добросовестных пользователей СИМ.
Кирилл Вагин, автоэксперт, дал краткую сводку мирового опыта использования и нормирования новой городской мобильности. Так, в ЕС прокат оказался вне закона — запрет кикшеринга повсеместный; а вот в Корее СИМ интегрированы в городскую среду на условиях получения специальных прав пользователями. Обе модели несколько радикальны и мало подходят для России, где СИМ стали не только конкурентами такси и городского транспорта, но и основным способом доставки «последней мили». Так что нам требуются свое решение, а не копирование чужих.
Глубокую и хорошо обоснованную программу представил Виталий Гаевский, профессор МАДИ, кафедра «Автомобили». Он предложил предварить любое регулирование однозначным и точным установлением терминологии. Что такое СИМ, на самом деле? Для последствий любого инцидента, в т. ч. ДТП, критичны два фактора: скорость и масса. Если в определении их верно учесть, станет очевидно: все курьеры используют не СИМ, а электрические мопеды. И по сути ничего в их отношении не надо изобретать, ведь мопед на дороге давно и все методы его контроля понятны; а вот на тротуаре этому транспорту места нет! «Как только к СИМ будут корректно описаны, как только мы выделим именно малые, компактные средства, они станут безопасными и удобными для регулирования», — резюмировал эксперт.
Леонид Ольшанский, адвокат, высказал тезисы, до того не звучавшие и смог посмотреть на ситуацию под новым углом. Он задался вопросов: кто главный нарушитель прав граждан? И сам ответил: это местные власти, склонные трактовать законы на свой лад и заходить в этом вопросе очень далеко! Так было с пресловутой московской пропиской, затем с не менее одиозной платной эвакуацией автомобилей; иных примеров в разных сферах жизни – масса.
«Нужна систематизация, и только через федеральный закон», — резюмировал адвокат. И предложил всерьез заняться внесением поправок в кодекс административных правонарушений РФ, чтобы регулирование в этой сфере не стало очень разным в разных городах страны.
Кроме того, Леонид Ольшанский отметил важность обучения управляющих СИМ: чтобы что-то с человека требовать, надо его прежде обучить. Высказались по теме дня и представители отрасли кикшеринга, а точнее – Ассоциации операторов электромобильности. Они подтвердили статистику взрывного роста популярности Сим и указали, что цель взятия в прокат – не развлечение; по данным ассоциации 85% поездок – транспортные. Кроме того, мнение о самокатчиках «экстремистах» искаженное. Данные операторов проката показывают: лишь 1,5% пользователей совершают нарушения регулярно, именно они и создают дурную славу СИМ. С чем операторы стараются бороться, выявляя недобросовестных, штрафуя и занося их в черный список для полной блокировки активности.
Так что формула безопасности от ассоциации – это развитие инфраструктуры, популяризация ПДД, формирование единой и внятной система штрафов с глубоким контролем в цифре.
В финале сессии были рассмотрены два вопроса вне СИМ-повестки. Один касался новой – взамен устаревшей – формулировки о запрете на отвлекающее водителя использование телефонов за рулем. Второй — крайне важный и, хочется верить, он будет позитивно решен. Дело касается более 60 городов в РФ, где существуют трамвайные путями. Сейчас они на уровне ПДД обособлены, заезжать на них автотранспорту можно в случаях, когда заняты все полосы попутного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте. В то же время, если перед перекрестком установлены дорожные знаки «Движение по полосам», движение по трамвайным путям через перекресток запрещается, что делает невозможной установку знаков над путями, допускающими совершение маневров поворота или разворота, хотя такой запрос, в связи с возрастающим темпом автомобилизации населения, есть.
Но есть реальность городов с плотным движением и ежедневными пробками иная. Пример – Тула. На ряде центральных развязок (они были представлены в виде фото) водители стихийно заезжают на пути и оттуда поворачивают налево, почти двукратно повышая пропускную способность этого потока движения. Их надо бы штрафовать… но, если так и поступить – а камеры давно ведут фиксацию, фото именно с них взято — город встанет в бесконечной пробке. Так не лучше ли отрегулировать ситуацию и легализовать действия водителей? Для этого необходимо внести уточнение в один из подпунктов пункта 9.6 ПДД.
У муниципалитетов может появиться дополнительный инструментарий для организации дорожного движения, который позволит снизить нагрузку на улично-дорожную сеть без значительных дорожно-финансовых затрат, дело за разрешением федерального уровня.