Дизтопливо: прогноз цен в России и мире

В правительстве России полагают, что цена дизельного топлива пока сохраняется на уровне прошлого. Тем не менее в марте возможно повышение стоимости дизеля.

Прогноз Министерства энергетики США указывает на повышение оптовой стоимости дизеля с поставок с НПЗ до $279,09 за галлон в марте, по сравнению с $276,42 за галлон в феврале и $264 за галлон в январе. Ожидается дальнейший рост стоимости дизельного топлива в марте под влиянием ряда факторов.

Первый – сокращение запасов. В январе запасы дизельного топлива снизились ниже средних показателей за десять лет во всей Северной Америке, Европе и Сингапуре, что повысило цены. К концу января запасы дистиллятов в США составили 7% меньше среднего сезонного значения, в Европе – на 5% ниже 10-летнего среднего уровня, а в Сингапуре – на 33% ниже среднего 10-летнего уровня.

Прогнозируется снижение запасов дизеля в Европе, крупнейшем мировом рынке дизеля, с 242,4 млн баррелей в январе до 238,7 млн баррелей в феврале и 235,3 млн баррелей в марте.

Второй – восстановление промышленности. Дизель является топливом, наиболее чувствительным к изменениям делового цикла, и широко используется в производстве. Согласно статистике, промышленные компании США готовы к росту после неглубокого, но продолжительного спада в 2022–2023 годах. В Европе наблюдаются признаки того, что «дно» спада уже позади, и производственные секторы начнут восстанавливаться после более длительного и глубокого спада, вызванного ростом цен на энергоносители после начала кризиса на Украине в 2022 году.

По прогнозам, мировые запасы дизельного топлива будут оставаться ниже среднего уровня, а возможно, ещё сократятся, что усилит рост цен.

Третий – сбой в поставках. В прошлом году ни один регион не показывал стабильного накопления запасов дизеля, несмотря на медленный рост промышленной деятельности. Доставка дистиллятов нарушалась из-за атак украинских дронов на российские нефтеперерабатывающие заводы и нападений хуситов на суда в Красном море и Аденском заливе.

По прогнозам, объем поставок дизеля в Европу в феврале сократится более чем вдвое, до 2,53 млн тонн против 6,02 млн тонн в январе. С началом войны в Украине поставки с Ближнего Востока уже снизились в два раза.

Перенаправление танкеров из Красного моря и Суэцкого канала на запад по маршруту вдоль берегов Африки привело к задержке доставки миллионов баррелей дизельного топлива покупателям. Увеличение длины пути вызвало рост ставок фрахта и страховых премий, что также способствует повышению цены на дизель. Цены на топливо постепенно растут из-за неопределенности по поводу продолжительности кризиса в Красном море.

Gigants судоходства Maersk и Norden сообщают о продолжающемся ухудшении ситуации в Красном море, невзирая на действия Запада по остановке атак хуситов.

Европейские нефтепереработчики стали приобретать нефть в Африке, что привело к росту премии западноафриканских сортов Forcados и Egina к международному эталону Dated Brent с 4 и 6 до 5 и 7 долларов за баррель соответственно. Будет ли продолжаться рост закупок африканской нефти в будущем, пока неизвестно. Ремонты на европейских НПЗ могут помешать этому процессу.

Ближний Восток и Индия сокращают поставки дизеля в Европу. Экспорт из Индии в феврале упал более чем на 90% по сравнению с январем, составив 18 тыс. баррелей в день. Падение объясняется ростом стоимости доставки западное направление в январе. В результате в январе наблюдались большие колебания спреда между ценами дизельного топлива в Европе и Азии на бирже ICE; торговля инструментом достигла рекордного объема за месяц. Премия, которую европейские переработчики региона могут получить за производство дизельного топлива, к концу первой декады февраля обновила четырехмесячный максимум – $32,88 за баррель.

Санкции против поставок российской нефти и нефтепродуктов сокращают предложение, а также атаки дронов на российские НПЗ ведут к удорожанию дизельного топлива. Несмотря на западные санкции, Россия всё ещё экспортирует миллионы баррелей дизельного топлива, и сбой этих поставок оказывает влияние на мировой рынок. В январе экспорт дизеля из России снизился на 23% по сравнению с декабрем.

Четвертый – спекулянты ставят на рост. Инвесторы отреагировали на рост цен на дистилляты, сформировав позиции объемом 56 млн баррелей в двух главных фьючерсных и опционных контрактах, связанных со средними дистиллятами, против 20 млн баррелей в середине декабря. К началу февраля количество управляющих, открывших позиции в стандартных европейских и американских контрактах на дизельное топливо, достигло пика с 2021 года.

Пятый – ремонтные работы на американских и европейских НПЗ. По прогнозам, в первом квартале объем производства дизеля на европейских НПЗ составит 440 тыс. баррелей в день. Это на 110 тыс. баррелей в день меньше, чем в 2023 году, то есть выпадающие объемы сопоставимы с последствиями простоя крупнейшего в регионе НПЗ.

Американские нефтеперерабатывающие заводы, вероятно, снизят свою мощность переработки на 10% в январе и феврале, что составит 1 миллион баррелей в день.

Россия. В правительстве РФ полагают, что цена дизеля сейчас находится в стабильном состоянии. Несмотря на это, в марте возможен рост цен, но без резких скачков и в рамках инфляции. Такая ситуация обусловлена тем, что власти поставили приоритетом поставки топлива на внутренний рынок, а плановая модернизация НПЗ позволит обеспечить стабильный выпуск топлива.

Власти смогут ограничить рост цены дизельного топлива инфляцией, введя пошлины на его вывоз и противодействуя сговору между производителями. Аварии на отечественных нефтеперерабатывающих заводах могут повлиять только на экспортные поставки дизеля, поскольку власти ориентированы на внутренний рынок.

Изображение: img.freepik.com