Дизель или бензин: сравнение моторов
Какой тип двигателя превосходит – дизель или бензин?
Т-34 и самая недоступная Волга
Многие считают это легендой, но лучший танк Второй мировой войны – Т-34 – был дизельным. Говорят, что именно предпочтение солярке перед бензином, который горит ярче, склонило чашу весов в пользу дизеля. Сегодня подобные воспоминания не учитываются: зачем размышлять о суровых авариях.
В советское время легковых автомобилей с дизельными двигателями не существовало. Одна из самых недоступных машин была Волга, но не обычная, а с дизельным мотором. Единичные экземпляры проникали через границу обратно на родину – о них ходили легенды. Мол, тянет как трактор, расход топлива по сравнению с бензиновым аналогом совсем маленький. А самое главное, что водители грузовиков завидовали коллегам на бензиновых машинах, потому что те часто продавали свое топливо за полцены «налево». Солярка же оставалась невостребованной, поэтому владельцы дизельной Волги были желанными клиентами в любой точке страны. Нехорошо, конечно, но это правда.
Расход
Дизельный мотор демонстрирует большую эффективность по сравнению с бензиновым за счет большей степени сжатия и большей разницы температур в начале и конце такта сжатия. Кроме того, дизели на средних режимах работают на более бедных смесях, что обеспечивает полное сгорание топлива из-за достаточного количества кислорода.
Нагнетание на дизельных двигателях появилось раньше, чем на бензиновых. В связи с этим технология его реализации более совершенна.

Стоимость топлива
Никак нелепо звучит счёт равным: дизельное топливо всегда должно стоить дешевле бензина, ведь появляются оно на разных этапах перегонки нефти. Но посмотрите на цены АЗС – ДТ почти сравнялось с 95-м бензином, превзошло 92-й, а уступает лишь 98-му. Выгоды в пользу дизельного топлива не видно.
Всесезонность
Бензиновый двигатель одержал победу в этом раунде, нанеся несколько серьезных ударов сопернику.
Дизель зимой нуждается в специальном топливе. Летовое топливо просто замерзнет. Владельцы бензиновых машин могут заливать топливо круглый год (хотя есть и зимние бензины), а владельцам дизелей приходится уточнять, выдаёт ли колонка зимнее ДТ, которое не превратится в гель при низких температурах.
Второй недостаток дизелей зимой — холод в салоне.
Это следствие высокого КПД: чем меньше тепловые потери в двигателе, тем меньше нагрев! Пока мотор не прогреется полностью, теплее точно не станет. А холодный двигатель – это зазоры, износы и снижение ресурса.
Третий зимний недостаток проявляется и круглый год, но зимой особенно заметен: аккумуляторная кислотная батарея АКБ функционирует сложнее на дизельном двигателе по сравнению с бензиновым. Высокое давление в конце такта сжатия требует больше усилий от стартера, вращающего коленчатый вал, а стартеру необходимо больше тока для этого. По этой причине на дизелях используют более дорогие батареи с повышенным током холодной прокрутки.
Экология
Арбитрам не ясно, что делать. Причина — постоянные усложнения экологических стандартов для выхлопных систем автомобилей.
Загнанные в угол инженеры обеднили смесь до мельчайших несгоревших частиц углерода – нанопыли или сажи. Чтобы не признаться в бессилии, решили заявить, что сажу изрыгают только дизельные двигатели. Потом появились баки с мочевиной, сажевые фильтры, процессы выжигания и возникли дизельгейты. В итоге дизельный мотор оказался виноватым во всех грехах.
Интересно отметить, что от дизельной сажи практически нет вреда! Однако нанопыль от бензиновых моторов с прямым впрыском топлива очень опасна для легких — это известно онкологам. В результате бензиновые моторы оказались даже вреднее дизельных. Но задний ход никто не включает, а обвинение с дизелей так и не снято. В итоге справедливый итог – ничья.
Момент истины
Пару результатов – ничьи! Мало того, дизель всё ещё сохраняет небольшое превосходство. С ростом популярности уменьшенных двигателей мощные бензиновые агрегаты стали иметь внушительный крутящий момент, практически равный показателям дизелей.
Еще о потребительских свойствах
Бензиновым двигателям благоприятствует эта стадия сравнения. Высокое давление в дизелях порождает шумы и вибрации. Более узкий диапазон частоты вращения коленвала диктует многоступенчатую коробку передач и частые переключения – иначе езда будет неудобной. Топливная система дизеля сложнее и дороже, чем у бензинового двигателя. Дизель – это дорогостоящее решение.
С приходом электрического транспорта в некоторых районах европейских городов ограничен въезд дизельных автомобилей: мотивируется это тем, что дизели пагубно влияют на окружающую среду. Несмотря на то, что такая логика кажется спорной, запреты пока не отменены.
Коммерция
Дизель ведет борьбу за лидерство. Такси, легковые автомобили и грузовики – привычная стихия для дизельных двигателей. До тех пор, пока экологические активисты не решат запретить их использование…
Будущее
Будущее принадлежит электромобилям, хотя пока это видно лишь на бумаге. Производители автомобилей заявляют о прекращении разработки двигателей внутреннего сгорания. Трудно сказать, на чем этот расчет.