Дизайн советских автомобилей

Автомобильный дизайн СССР
Юрий Аронович Долматовский (1913–1999), имя которого неразрывно связано с историей отечественного и мирового автомобилестроения, по праву считается основоположником советской школы автомобильного дизайна. Начав работу в 1920-е годы журналистом, а затем получив диплом инженера в МАМИ (сдав выпускные экзамены экстерном), перешел от журналистской практики к практике дизайнерской и создал множество интересных работ. Среди самых известных — автомобили вагонной компоновки. В 1949 году Долматовский, убедившись в рациональности и перспективности вагонной компоновки, занялся конструированием своего первого масштабного концепта.

Внешность и расположение деталей НАМИ-013 отличались от обычного.
Модель НАМИ-013 завершили в 1951 году. Автомобиль отличался задним расположением двигателя и тремя рядами сидений. Конструктор использовал двигатель от «Победы», сблокировав его с гидродинамической трансмиссией и главной передачей. В результате получился единый силовой блок — технологичный в производстве и удобный в обслуживании. Трансмиссия, примененная в НАМИ-013, стала первым отечественным автоматом. Однако автомобиль Долматовского опередил свое время. Устойчивый, отлично управляемый (водитель располагался перед передней осью) и комфортабельный автомобиль существовал только в виде опытного образца. На выставках его не демонстрировали, но Долматовский описывал его в журнальных статьях. В 1954 году единственный экземпляр НАМИ-013 был списан и разобран.

Л. Еремеев спроектировал дизайн кабины грузовика ГАЗ-53.

В 1963 году Юрий Аронович, работавший во ВНИИ технической эстетики и имевший кандидатскую диссертацию, разработал проект городского такси вагонной компоновки. Проект получил название ВНИИТЭ-ПТ («Перспективное такси»). Автомобиль использовал идеи проекта НАМИ-013: заднее расположение двигателя и необычная планировка кузова давали ему уникальные эксплуатационные качества в качестве такси — салон большой вместимости и комфорта, водительское место отделено от пассажирского салона. Руководство ВНИИТЭ рекомендовало модель Долматовского к серийному производству, но дело не продвинулось: не нашёлся подходящий автомобильный завод, который бы брался за выпуск машины. Последним большим проектом Долматовского стал концепт автомобиля полувагонной компоновки под названием «Макси», реализованный в 1967 году совместно с художником-дизайнером Владимиром Ивановичем Арямовым (1924–1985), также выпускником МАМИ. Владимир Арямов участвовал в разработке внешних форм автомобиля УАЗ-452, был автором новой эмблемы «Победы» и одним из первых призывал к широкому применению в автомобилях новых обивочных материалов, молдингов, накладок на облицовку радиатора и прочих украшений.


Хорошо известный в области автомобильного дизайна Эдуард Молчанов (1930–1975) после окончания МАМИ в 1956 году присоединился к команде Долматовского. При его участии были созданы «Белка» (1957), КД (1968), «Ермак» (1963), «Муравей» (1967) и экспериментальные модели для АЗЛК, ЗиЛа и УАЗа. Среди достижений Молчанова — эскизный проект рестайлинговой «Волги» ГАЗ М-21Р (1965). В его задумке решетка радиатора состояла из трех горизонтальных декоративных брусьев, два из которых заходили на боковины кузова. В итоге внешность автомобиля не изменилась.

Концептуальная компоновка салона вагона НАМИ-013, разработанная Юрием Долматовским.

Марк Васильевич Демидовцев (1929–2011) – яркий представитель группы художников-стилистов в автостроении. С 1960 года работал дизайнером на Павловском автобусном заводе, где принимал участие в разработке ряда перспективных моделей автобусов. Авторство Марка Васильевича принадлежит, в частности, концепту ПАЗ «Турист», который был представлен в 1967 и 1969 годах на международных выставках в Ницце. Дважды концепт получил награду за новизну и оригинальность.
Среди основоположников российского автомобильного дизайна – работники Горьковского автозавода: Лев Михайлович Еремеев, автор внешности ГАЗ-12 «ЗиМ», ГАЗ М-20 «Победа», ГАЗ-21 «Волга» и ГАЗ-13 «Чайка».
Коллеги по цеху называют бывшего руководителя художественно-конструкторского бюро УКЭР Горьковского автозавода Бориса Борисовича Лебедева патриархом дизайна автомобилей. Отметивший в 2011 году 100-летний юбилей и здравствующий по сей день, Лебедев был разработчиком и участником разработки дизайна легковых и грузовых автомобилей, спроектированных на ГАЗе с 1939 по 1981 год. В частности, он принял участие в дизайнерских проектах автомобилей ГАЗ-69, ГАЗ-69А, ГАЗ-56, ГАЗ-62, гусеничного вездехода ГАЗ-47. Важным этапом творческой биографии Лебедева стала работа над дизайном кабины грузовика ГАЗ-53. «Жить счастливо значит жить интересно», — так однажды определил свое жизненное кредо Борис Борисович Лебедев.
Другой пример полной отдачи ремеслу — вице-президент Союза дизайнеров Москвы Игорь Андреевич Зайцев. Зайцев проработал на посту главного дизайнера АЗЛК четырнадцать лет, с 1974 по 1987 год. Именно за это время на заводе были сделаны «Москвич»-2140 и -2140 Люкс, переднеприводной «Москвич»-2141 и еще много «Москвичей», которые так и не пошли в производство.
Русский автомобильный дизайн всегда превосходил технические возможности российского производства. Текущее положение дел не меняет этот факт. Изделия отечественного автопрома не свидетельствуют о нехватке школы или мастерства художника: создание стильного автомобиля невозможно без слаженной системы, простирающейся от первого эскиза до последнего этапа сборки. Для этого необходимы технологии, которых в России практически нет.