Дистанционный медосмотр: как космические технологии позволят проверить водителя перед рейсом


Дистанционный медосмотр: как космические технологии позволят проверить водителя перед рейсом

Пользуясь услугами автоперевозчиков, мы надеемся, что наша жизнь и грузы находятся в руках трезвых, здоровых и ответственных водителей. Сегодня одним из гарантов всего этого является штамп врача в путевом листе, подтверждающий прохождение водителем предрейсового осмотра. Законотворческая работа в данном направлении продолжается, и в июне на рассмотрение в Госдуму был передан проект Закона о дистанционном медицинском осмотре профессиональных водителей.

Обязательность и методология проведения предрейсовых медицинских осмотров для всех водителей, работающих по найму, четко прописаны. Так, статья 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» говорит об обязанности как юридических лиц, так и частных предпринимателей проведения обязательных медицинских осмотров профессиональных водителей с отметкой о них в путевом листе. В 2003 году соответствующим письмом Минздрава были даны четкие методические указания по проведению подобных осмотров, а в 2014 году опубликован приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров». «В этих документах были определены позиции, по которым проводится осмотр: сбор жалоб, визуальный осмотр, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса, выявление признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований», — поясняет начальник отделения пропаганды БДД ГУОБДД МВД России полковник полиции Антон Белан. Вроде бы, все прописано до мелочей, но в реальной жизни такие осмотры не исключали выезд на линию уставшего, заболевшего или не совсем трезвого водителя. Во-первых, сам осмотр вполне мог носить поверхностный характер. Во-вторых, нельзя исключить возможность сговора водителя, медицинские показатели которого не укладываются в необходимые нормы, и врача, проводящего освидетельствование. В-третьих, отсутствует защита путевых листов от подделки, а штрафы за отсутствие подобного документа как для физических, так и для юридических лиц низкие.

Дистанционный медосмотр: как космические технологии позволят проверить водителя перед рейсом

Сегодня в крупных транспортных компаниях, таких как ГУП «Пассажиравтотранс» Санкт-Петербурга и ГУП «Мосгортранс», для медицинских осмотров используются самые современные компьютеризированные терминалы. Например, комплексы АСПО (автоматизированная система предсменных осмотров), разработанные в компании АО «Системные технологии» и использующие методики космической медицины. Появление такого оборудования стало возможным благодаря применению акустических методов основателя компании К. Б. Туминаса. Такие комплексы способны за полторы минуты оценить физиологическое состояние человека по четырем десяткам параметров, определить не только функциональную готовность водителя выйти на линию, но и собрать данные, благодаря которым врач сможет спрогнозировать возможность серьезного заболевания. Дальнейшее развитие этого направления поддержано всеми структурами, ставящими во главу угла безопасность автомобильных перевозок, а продолжением работы как раз и может стать Закон о дистанционном медицинском осмотре профессиональных водителей. «В согласовании данного законопроекта, разработанного Министерством здравоохранения России, активное участие принимало Министерство транспорта РФ», — отмечает начальник отдела пресс-центра Минтранса Александр Волков. В первую очередь введение этого закона позволит значительно увеличить охват водительской аудитории — проверку можно будет пройти в любом оборудованном соответствующей аппаратурой пункте, а «вердикт» вынесет специалист, находящийся на «удаленке». Возможность «ошибки», вызван-ной человеческим фактором, исключается — данные выдает сертифицированная аппаратура, а непосредственный контакт водителя и медицинского работника отсутствует. Не менее актуальна такая система и для дальнобойщиков — они ежедневно смогут проходить необходимые проверки в тех городах, где находятся. Кроме того, выходя на линию, водитель будет иметь электронный путевой лист, заверенный также электронной подписью врача — проверить такой виртуальный документ для работника ГИБДД, имеющего доступ к базе данных, труда не составит. Подмена персоналий при прохождении медицинского освидетельствования тоже невозможна — идентификацию можно провести и с помощью цифрового носителя (карты), и по отпечатку пальца, и методом face ID… Особой «группой риска» является такси, особенно работа посредством агрегаторов. Но и здесь крупные таксомоторные бренды видят в новом законе только положительные моменты. Например, в Яндекс.Go (новое название Яндекс.Такси) уже тестировали возможности телемедицины — оборудование было установлено на заправках, то есть в местах, максимально удобных для водителей. «Мы уверены, что после принятия закона дистанционная телемедицина получит большое распространение: такие осмотры проводятся быстро, в удобных местах и они точны. А значит, это может дать высокую гарантию того, что поездки будут выполнять только водители, допущенные по медицинским показаниям к управлению автомобилем», — считают представители пресс-службы Яндекс.Go. Таким образом, все необходимые технологии сегодня уже готовы, количество потребителей огромно… Дело за чиновниками.

Дистанционный медосмотр: как космические технологии позволят проверить водителя перед рейсом


Источник