Дилеры продолжат заламывать цены: сколько новых машин россияне купили в 2021 году и что ждать от 2022 года

Российский авторынок закрыл 2021 год в плюсе – но только «благодаря» провальному позапрошлому году

По данным АЕБ за 12 месяцев 2021 года в России было продано 1 666 780 новых машин, что всего на 4,3% лучше результата 2020 года, когда ковидная история только началась и позапрошлой весной, а также в начале лета автосалоны вообще не работали. То есть весь этот мизерный рост обусловлен только хорошим ростом продаж первой половины 2021 года (относительно того же периода 2020 года). А вот вторая половина 2021-го прошла под знаком «минус» практически для всех брендов, кроме китайских.

Из-за экспансии автопроизводителей из Поднебесной, которых проблема дефицита компонентов обошла стороной, традиционные фавориты российского авторынка потеряли свою долю. Этой участи не избежал даже АВТОВАЗ. Но он, как и еще 10 марок (Kia, Hyundai, Renault, Toyota, Skoda, VW, ГАЗ, Nissan, BMW и Mercedes-Benz), хотя бы сохранили лидирующие позиции. А остальных обошли Haval и Chery. Хотя, судя по динамике продаж на конец года, удержать этим места под натиском китайцев им будет непросто.

«Дилеры продолжат заламывать цены»: сколько новых машин россияне купили в 2021 году и что ждать от 2022 года

В целом же российских покупателей автомобилей в новом году не ждет ничего хорошего. Когда рассосется дефицит компонентов и конвейеры автозаводов заработают в полную силу, никто уже толком не знает. В руководстве российского офиса Porsche, например, прогнозируют, что ситуация нормализуется только в 2023 году – и это, по их мнению, оптимистичный сценарий. Так что дилеры продолжат заламывать цены, а покупатели будут вынуждены брать машины с дикими наценками. Все это не предвещает восстановления рынка, скорее наоборот.

Вот как прокомментировал текущую ситуацию Томас Штэрцель, председатель комитета автопроизводителей АЕБ: «Негативная тенденция последних двух кварталов 2021 завершилась огромным снижением на 19,9% в декабре, когда было продано всего 133 470 автомобилей. Все это — результат негативного влияния на рынок глобальных факторов, таких как дефицит электронных компонентов, проблемы с логистикой, разрыв цепочек поставок, рост стоимости материалов и т.д. Признаков скорого улучшения ситуации не наблюдается».

Тем не менее, в АЕБ все же надеются, что российский авторынок в этом году хотя бы не упадет. Ну а рост, если он будет, составит не более 3,3%: в этом случае мы достигнем показателя в 1,7 млн проданных машин.

Итоги продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России за 2021 и 2020 годы (данные AEB).

Марка 2021 г. 2020 г.  
Avtovaz (Lada) 350 714 343 512 2%
Kia 205 801 201 727 2%
Hyundai* 167 331 163 244 3%
Renault* 131 552 128 408 2%
Toyota* 97 941 91 598 7%
Škoda 90 443 94 632 -4%
VW 86 108 100 171 -14%
ГАЗ ком.авт.* 56 468 51 169 10%
Nissan 51 338 56 352 -9%
BMW 46 802 42 721 10%
Mercedes-Benz 43 011 38 815 11%
Haval 39 126 17 381 125%
Chery 37 118 11 452 224%
УАЗ* 32 420 36 487 -11%
Mazda 29 177 26 392 11%
Mitsubishi 27 699 28 153 -2%
Geely 24 587 15 475 59%
Ford ком.авт.* 20 840 14 038 48%
Lexus 19 362 20 586 -6%
Audi 16 404 15 247 8%
Suzuki 9 159 7 961 15%
Volvo 9 088 8 025 13%
Peugeot* 8 727 4 516 93%
Land Rover 6 388 6 411 0%
Porsche 6 262 5 711 10%
Changan 5 705 7 102 -20%
Subaru 5 650 6 240 -9%
VW ком.авт.* 5 017 5 614 -11%
Citroёn 4 897 3 257 50%
Genesis 4 480 1 286 248%
Cheryexeed 3 756 226 1562%
FAW 3 137 2 692 17%
MINI 2 613 2 540 3%
Cadillac 2 377 1 424 67%
Opel 2 053 581 253%
Infiniti 2 034 1 892 8%
Mercedes-Benz ком.авт.* 1 838 1 676 10%
Jeep 1 610 1 549 4%
Honda 1 324 1 508 -12%
FIAT* 1 237 1 309 -6%
Chevrolet 1 046 558 87%
GAC 923 0
Isuzu* 775 961 -19%
Lifan 617 1 384 -55%
DFM 533 942 -43%
Jaguar 521 963 -46%
Iveco* 512 415 23%
Brilliance 110 253 -57%
Hino 54 0
Zotye 51 158 -68%
Foton* 37 135 -73%
Ford* 2 93 -98%
Chrysler1 2 36 -94%
Hyundai ком.авт.* 2 197 -99%
smart1 1 56 -98%
Avtovaz (Niva) 8 822
Datsun 14 772
Итого 1 666 780 1 598 825 4,3%
  • итоги продаж
  • российский авторынок

Источник