Возвращение в прошлое: Neste Oil Rally Finland

Дежавю: Neste Oil Rally Finland

РАЛЛИЙНАЯ МЕККА

Спросите любого раллиста, какой из этапов чемпионата мира он предпочитает. Скорее всего, большинство назовет Швецию и Новую Зеландию. А что насчет Финляндии? Что насчет легендарного ралли «1000 озер»? Несомненно, и оно тоже занимает особое место. Это самая скоростная гонка в рамках чемпионата мира, предлагающая захватывающие «трехмерные» трассы, и мало кто не говорил о том удовольствии, которое можно испытать за рулем автомобиля здесь. Однако эти дороги требуют от пилотов максимальной концентрации, и даже незначительная ошибка может привести к серьезным последствиям. Именно поэтому победа в ралли Финляндии ценится особенно высоко. История этой гонки началась в 1951 году, когда ралли «1000 озер» было этапом национального чемпионата, а в 1971-м Финляндия принимала этап чемпионата мира среди производителей. Следующим этапом развития стал 1973 год, когда стартовал чемпионат мира по ралли среди водителей. В течение 17 лет здесь доминировали исключительно скандинавские гонщики. Финны также лидируют по числу побед: Ханну Миккола и Маркус Гронхольм по семь раз выигрывали это ралли. Только в 1990 году ралли «1000 озер» покорилось гонщикам, не являющимся скандинавами — экипаж испанцев Карлоса Сайнса и Луиса Мойи на Toyota Celica GT4 показал лучший результат. В 1994 году гонка сменила романтическое название «1000 Lakes Rally» на более прагматичное, в честь спонсора, Neste Oil Rally Finland, но дух ралли не изменился. Правда, доминирование финнов уже не было столь абсолютным. В 2008 году Себастьян Леб одержал победу за рулем Citroen C4 WRC, но в 2009 и 2010 годах соответственно финны Микко Хирвонен и Яри-Матти Латвала из команды Ford смогли отстоять честь страны. Однако следующие два сезона в Финляндии побеждал исключительно Леб, а в 2013-м победителем Neste Oil Rally Finland стал соотечественник и тезка девятикратного чемпиона мира Себастьян Ожье из команды Volkswagen Motorsport. Неизвестно, роптали ли финские болельщики со стажем на то, что, мол, новое поколение не соответствует ожиданиям на ралли, ставшем без преувеличения национальным достоянием Финляндии, но все сомнения развеял тот же Яри-Матти Латвала, одержавший здесь победу в прошлом году за рулем Volkswagen Polo R WRC. И он победил в захватывающем противостоянии со своим товарищем по команде Себастьяном Ожье, опередив француза на финише на 3,6 секунды!

Изображение: img.freepik.com

Дани Сордо не смог набрать очки в Финляндии, заняв 12-е место.

НАКАНУНЕ

В промежутке между прошедшим этапом в Польше и предстоящим Neste Oil Rally Finland для любителей ралли было много пищи для размышлений. Обсуждался технический регламент для автомобилей WRC на 2017 год. Герой ралли Финляндии — 2009 Микко Хирвонен, который в нынешнем сезоне остался не у дел, подписал контракт с командой X-Raid и начал подготовку к «Дакару». Национальный герой Польши Роберт Кубица показал на своем домашнем ралли лучший в сезоне результат, но это было лишь восьмое место. В связи с этим Роберт начал говорить о том, что он все-таки оценивает ситуацию с позиции «кольцевого» гонщика и поэтому не может продемонстрировать конкурентоспособный уровень в ралли. Конкретных планов на будущий сезон не имеет и рассматривает разные варианты. Вместе с этим серьезной критике со стороны руководства Citroen подвергся Крис Мик, «отметившийся» авариями на Сардинии и в Польше. И от ралли Финляндии во многом зависели перспективы британца на место в составе Citroen Total Abu Dhabi WRT в сезоне-2016. А вот Отт Тянак блестяще провел этап в Польше, завершив его на подиуме. И 28-летний эстонец был настроен в Финляндии на решительный бой. Правда, его наставник, опытный Марко Мяртин (на счету которого есть и победа в ралли Финляндии), был осторожен в прогнозах: «Ралли Финляндии — особенная гонка». Ford Fiesta R5, на котором ранее выступал здесь Тянак, – быстрый автомобиль, но он не может подготовить тебя к той скорости, которую здесь развивает автомобиль WRC. И слова Мяртина оказались пророческими, правда, не в отношении Тянака. Дело в том, что на ралли Финляндии предполагался дебют на Ford Fiesta RS WRC российского экипажа двух Алексеев — Лукьянюка и Арнаутова. Парни незадолго до этого стали победителями этапа чемпионата Европы, который проходил в Эстонии, и окрыленные этим успехом рассчитывали показать хороший результат и на этапе чемпионата мира. Увы, все закончилось еще на тестах. Вот что рассказал Алексей Лукьянюк: «Это было наше первое знакомство с машиной класса WRC, и я был слишком быстр на трамплине — не смог скорректировать скорость и траекторию захода на следующий трамплин. Скорость на этой машине ощущается совсем иначе, чем на автомобилях классов N4 и R5». Кстати, на шейкдауне разбил свой Hyundai i20 WRC Тьерри Невилль! Правда, в этом случае механики Hyundai Motorsport смогли восстановить автомобиль к старту ралли.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Яри-Матти Латвала. Ощущение безопасности, которое дарят дом и надежные стены, сопровождается значительной ответственностью.

И ГРЯНУЛ БОЙ

общая дистанция составила 1260 километров, из которых 320 километров приходилось на спецучастки. Как и ожидалось, главным претендентом на победу стал дуэт Volkswagen Motorsport: Яри-Матти Латвала и Себастьян Ожье. Однако начало ралли оказалось не столь предсказуемым: после четвертого спецучастка (легендарного Ouninpohja, вернувшегося в этом году в Neste Oil Rally Finland в классическом 34-километровом формате) всего 5,7 секунды разделяли тройку лидеров, возглавляемую Себастьяном Ожье, и Криса Мика (Citroen DS3 WRC), замыкавшего ее. За ними следовали Мадс Остберг, новозеландец Хайден Пэддон (Hyundai i20 WRC) и Андреас Миккельсен, представляющий команду Volkswagen Motorsport II. Вскоре ралли Финляндии продемонстрировало свою сложность: на двух последующих спецучастках с трассы вылетели автомобили Андреаса Миккельсена и Хайдена Пэддона. К счастью, экипажи не получили травм, однако автомобили получили серьезные повреждения, что сделало продолжение участия в ралли невозможным. «Наши записи в стенограмме оказались слишком оптимистичными, — рассказал Андреас. — Это произошло в затяжном левом повороте, который обычно проходит с нажатой педалью газа. Но дорога была слишком скользкой после дождя, мы вылетели в кювет и несколько раз перевернулись. К счастью, конструкция Polo R WRC оказалась исключительно прочной». Не избежали неприятностей в этот день и Отта Тяняка, у которого на Ford Fiesta RS WRC сломался амортизатор, и его товарища по M-Sport WRT Элфина Эванса, повредившего подвеску, а также Роберта Кубицы, столкнувшегося с техническими проблемами. Однако, в то время как Отт и Элфин продолжили ралли, Роберту пришлось сойти и вернуться в гонку лишь на следующий день по системе Rally2. Крис Мик, в свою очередь, отреагировал на критику, обращенную к нему, и в этот день одержал победу на спецучастке, промчавшись по 24-километровому Paijala со средней скоростью свыше 133 км/ч! Скорости, несмотря на дождь, действительно были впечатляющими. На втором прохождении спецучастка Ouninpohja Яри-Матти Латвала побил рекорд, установленный в 2004 году Петтером Солбергом, показав здесь среднюю скорость 132,2 км/ч. «Я никогда не проезжал этот спецучасток настолько быстро, — признался Яри-Матти. — Местами даже появлялся страх, но теперь я счастлив». И это был не только 400-й спецучасток, где Яри-Матти одержал победу за время участия в ралли чемпионата мира, но и переломный момент нынешнего ралли Финляндии — теперь лидером гонки стал Латвала. Правда, его преимущество над Ожье пока составляло всего 2,1 секунды. Но ощущение дежавю присутствовало…

Изображение: img.freepik.com

Себастьян Ожье: «Мы приложили максимум усилий, однако, подобно прошлому году, наши конкуренты оказались сильнее».

Изображение: img.freepik.com

Андреас Миккельсен выразил сожаление по поводу произошедшего, но подчеркнул, что его команда уже сосредоточена на подготовке к следующему ралли.

Изображение: img.freepik.com

Отт Тянак. Ситуация хуже, чем в Польше, однако он занимает середину первой десятки.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Финский гонщик Эсапекка Лаппи в WRC2 выиграл свой второй раунд подряд.

Изображение: img.freepik.com

Мадс Остберг в третий раз в этом сезоне поднимается на подиум.

РАЗВЯЗКА

Ралли Финляндии уже прошло половину дистанции, однако победитель еще не определился: Латвала опережал Ожье всего на 6 секунд, Мик уступал лидеру 25 секунд, а Остберг – 37,6. При этом Ожье активно контратаковал и одержал победу на двух спецучастках, но этого оказалось недостаточно, чтобы обойти финна. Так, на 13-м спецучастке протяженностью в 15 км Себастьян опередил Яри-Матти всего на 0,1 секунды. 15-й, 14-километровый спецучасток вновь принес победу Ожье, но и в этот раз его преимущество составило лишь 0,1 секунды! «Мы идеально проехали этот спецучасток. Я не мог ехать быстрее. Но Яри-Матти очень агрессивно атакует!» — заявил на финише Ожье. «Я не допустил ошибок, но, возможно, был немного осторожен», — добавил Латвала. Не менее напряженная борьба развернулась между Миком и Остбергом. Перед началом ралли Крис Мик отмечал, что в Финляндии недостаточно быть сконцентрированным на 99 % – требуется полная концентрация в 100 %. Возможно, не хватило того самого одного процента, что и привело к вылету Citroen DS3 WRC Криса с трассы на 16-м спецучастке, что разрушило его надежды на попадание на подиум. А Мадс Остберг теперь находился в более выгодной позиции: до лидеров он отстал значительно, и ему оставалось только рассчитывать на ошибки соперников в борьбе за победу, а ближайший преследователь, Тьерри Невилль, уступал 1 минуту 46 секунд. Но в гонке появилась еще одна интрига: сражение за пятое место между Оттом Тя нака и вернувшимся в ралли Юхой Хянненом, также выступающим на Ford Fiesta RS WRC — после 17-го спецучастка Отт отставал всего на 1,4 секунды, а уже на следующем спецучастке Тянак вышел вперед. И на том же 18-м спецучастке в свою очередь аварию пережил Роберт Кубица. Помните, о чем говорил Роберт перед стартом ралли? Похоже, он не был неправ.

Изображение: img.freepik.com

Стоит отдельно отметить зрителей ралли Финляндии. Я лично не встречал подобной атмосферы ни в одной другой стране: семьи располагаются на обочинах асфальтовых участков между спецучастками и приветствуют всех, кто как-либо связан с ралли. Журналисты, маршалы, спортивные комиссары — все удостоены проявления уважения. Что уж говорить о соотечественниках, одерживающих победу в гонке! На улицах Ювяскюля, центра ралли, участники, возвращавшиеся в сервисный парк после сложного этапа, встречались бурными аплодисментами. Несомненно, Яри-Матти Латвала и Миикка Анттила, в третий раз ставшие победителями Neste Oil Rally Finland, были встречены настоящими овациями. «Мне трудно передать свою радость, для меня было очень важно выиграть это ралли, — заявил Яри-Матти на финише гонки. — Как и предполагалось, гонка действительно захватывала. И сейчас я просто хочу полностью насладиться этим моментом». Был ли Себастьян Ожье расстроен вторым местом? Вероятно, да. Однако он отметил после ралли: «Это была невероятная дуэль. Мы подарили болельщикам незабываемое зрелище. И, несмотря на это, я доволен вторым местом, поскольку оно позволило нам увеличить преимущество в личном зачете. А возможность покорять скоростные участки в финских лесах — это абсолютное счастье для любого гонщика».

Изображение: img.freepik.com

Мартин Прокоп занял седьмое место.

Изображение: img.freepik.com

Крис Мик не сумел восстановить свою репутацию. Он демонстрировал многообещающее начало.

Изображение: img.freepik.com

Тьерри Невилль занимает четвертую позицию, уступая Остбергу более чем на минуту.

Изображение: img.freepik.com

Юхо Хяннинен показал достойный результат, заняв шестое место на родине.

Изображение: img.freepik.com

ОНИ ВСЕ ЗНАЮТ!

Я поговорил с Йостом Капито, руководителем Volkswagen Motorsport, в последний день ралли Финляндии. До финального дуэта экипажей компании оставалось всего два участка трассы.

Изображение: img.freepik.com

Понимаю, что сейчас ваше внимание сосредоточено на дороге. Но давайте поговорим о будущем… В 2017 году вступит в силу новый технический регламент. Необходимы ли были изменения для мирового ралли?

Действующий регламент, по сути, вполне эффективен. Однако с 2011 по 2016 год чемпионат проходит с использованием одних и тех же машин. Как и любой серийный автомобиль, раллийные модели также нуждаются в регулярном обновлении. Именно это и произойдет в 2017 году: автомобили станут более спортивными и приобретут более агрессивный внешний вид. При этом изменения не будут кардинальными, поскольку мы сохраним все положительные аспекты текущего регламента.

Как вы оцениваете степень незначительности внесенных изменений в конструкцию?

Разработка нового регламента велась при участии всех производителей, поэтому он приемлем для всех заинтересованных сторон. Наиболее перспективным, на наш взгляд, является увеличение мощности. Кроме того, за последние шесть лет значительно улучшилась безопасность раллийных автомобилей, и работа в этом направлении продолжается.

В настоящее время в автоспорте всё чаще обсуждается вопрос о снижении финансовых затрат. Какова будет стоимость нового автомобиля?

Изменения будут незначительными, поскольку конструктивные доработки минимальны. Например, будет установлен активный центральный дифференциал, однако это не является существенным улучшением. Остальные компоненты трансмиссии сохранят прежнюю конфигурацию, а в двигателе будет изменен только диаметр рестриктора: вместо 33-миллиметрового будет использоваться деталь диаметром 36 мм.

Увеличение мощности приблизительно на 80 лошадиных сил, вероятно, потребует усиления некоторых деталей двигателя.

Двигатель был подготовлен в соответствии с регламентом Global Racing Engine, и эта концепция подтвердила свою надёжность в различных гоночных сериях. Как я уже упоминал, изменения коснутся только рестриктора и, конечно, электроники.

Когда планируется завершение работ над новым автомобилем?

Учитывая незначительный объем корректировок, работы будут завершены оперативно. Презентация автомобиля для омологации запланирована на октябрь следующего года.

На каждой нашей встрече я спрашиваю: пересмотрела ли Volkswagen Motorsport свои планы относительно группы R5?

Результаты снова оказались отрицательными. В концерне решили, что Volkswagen Motorsport сосредоточится только на программе WRC, а все остальные мероприятия будут курироваться Skoda.

Предлагались ли клиентам автомобили с текущими техническими характеристиками после 2016 года?

В рамках WRC присутствует исключительно заводская команда Volkswagen Motorsport.

В нынешнем ралли Финляндии вновь наблюдается ситуация, аналогичная прошлогодней: за победу борются Латвала и Ожье, и разница между ними минимальна. Какие инструкции вы дали своим пилотам перед стартом заключительного дня соревнований?

Я просто пожелал им обоим удачи. Они хорошо осведомлены о необходимых действиях. Отношения между Яри-Матти и Себастьяном характеризуются здоровой конкуренцией, построенной на принципах честной спортивной борьбы.

Повлиял ли на ваше восприятие сход экипажа Андреаса? Миккельсена?

Идеальным было бы финишировать всем трём экипажам, но такое случается – это же ралли! Андреас не раз демонстрировал свой значительный потенциал.