Дешевле ничего не делать: свыше 90% китайских производителей электрокаров работают в убыток
Китайский автопром своим стремительным возвышением за последние несколько лет во многом обязан широкомасштабной электрификации отрасли, хорошо отлаженному выпуску «умных» электромобилей, а также прорывным технологиям, которые сделали китайские электромобили гораздо дешевле зарубежных конкурентов, но при этом зачастую превосходящими зарубежные аналоги по своим характеристикам. Однако для самих производителей «электричек» из Поднебесной не всё так гладко, как кажется. И многим из них может в скором времени грозить закрытие. Разбираемся, почему.
Как сообщает издание South China Morning Post, ссылаясь на данные компаний из отчётов по финансовым показателям за II квартал, лишь два китайских производителя электромобилей из 30 (по которым есть результаты), не теряют деньги на выпуске и продажах «электричек».
Это, конечно же, автогигант BYD («Build Your Dreams»), которому удаётся сократить расходы на масштабах производства и за счёт налаженного выпуска собственных тяговых батарей (а именно эти элементы составляют существенную часть себестоимости EV сегодня), — BYD может похвастаться полноценной вертикальной интеграцией бизнеса, и это в условиях жёстких ценовых войн в Китае очень важно.
Недорогие тяговые батареи для BYD – это же в первую очередь возможность существенно сэкономить на производственных затратах, а последнее позволяет ощутимо демпинговать, продавая электрокары и гибриды дешевле конкурентов, но при этом в гораздо бОльших объёмах – настолько больше машин, что цифры «перекрывают» потери в цене.
А второй компанией, работающей над электромобилями и успешно реализующей свои «батарейные» модели на рынке, стал прекрасно знакомый нам по «параимпорту» LiXiang (Li Auto). Как выяснилось, именно LiXiang сейчас является одной из самых перспективных китайских компаний, выпускающих «электрифицированные» автомобили.
Для сравнения: два вышеназванных производителя работают себе не в убыток, тогда как, например, у тех же Zeekr, Leapmotor и XPeng совокупные чистые убытки по итогам II квартала составили 6 млрд долларов.
Это не такие маленькие деньги для китайского сектора электромобилей, хотя, надо сказать, по сравнению с аналогичным периодом 2023 года «минус» по деньгам для этих производителей сократился на 20%.
Надо сказать, продажи электромобилей и гибридов (+ автомобили на топливных элементах) в Поднебесной в июле 2024 года впервые по результатам месяца превысили реализацию аналогов с ДВС (!) На этом фоне эксперты отрасли бьют тревогу: по их мнению, дальнейшие попытки производителей наращивать объёмы продаж за счёт снижения стоимости электромобилей для конечных потребителей могут просто навредить всей отрасли.
К слову, Goldman Sachs, один из крупнейших инвестиционных банков в мире, делится такими прогнозами (основываясь на апрельских продажах и данных по финансовым показателям): если тот же автогигант BYD снизит цены на свои электромобили ещё хотя бы на 7 %, то это грозит убытками для всей китайской отрасли – потому что конкуренты будут вынуждены следовать такой политике.
И, добавляют эксперты, в условиях жёстких ценовых войн в Китае все меры, предпринимаемые правительством, включая введение субсидий на покупку «электричек», не приведут к тому, что большинство китайских компаний-производителей EV выйдут на «точку безубыточности» — не говоря уже обо всех автопроизводителях.
Как оказалось, аналитики разделяют нашу точку зрения: по прогнозам, если ситуация не начнёт меняться, то участникам этого сегмента авторынка придётся друг за другом подавать на банкротство – если только чудо (под «чудом» понимаются, в том числе, новые инвесторы с колоссальными вложениями в терпящую бедствие компанию) не поможет!