Делориан: от успеха к краху
Машина стоимостью миллион: восхождение и крушение Джонна DeLoreanа
Джон ДеЛореан родился 6 января 1925 года в Детройте. Закончив школу с отличием, он поступил в Лоуренсовский технологический институт. В 1949 году конструкторское бюро компании Chrysler пригласило его продолжить обучение в Крайслеровском институте. В 1952 году ДеЛореан возглавил технотдел компании Packard, имея дипломы магистра по специальностям «конструирование автомобилей» и «менеджмент». Здесь он принимал участие в разработке Packard Caribbean 1955 года, ставшей прототипом советской «Чайки» – ГАЗ-13.

В 1956 году ДеЛореан присоединился к General Motors. Его задачей стало изменение имиджа автомобилей Pontiac с акцентом на спортивный стиль. В этом контексте появился обновленный Pontiac Star Chief 1959 года. Автомобиль был настолько переработан, что по словам самого ДеЛореана, стал напоминать совсем не «машину для старых дев». После Pontiac Star Chief подобной кардинальной модернизации подверглись и другие модели Pontiac – в результате продажи автомобилей марки резко выросли.

Успех вдохновил ДеЛореана на создание Pontiac Grand Prix (1963) и GTO (1965). В 1967 году появился спортивный Firebird – возможно, самое значимое достижение ДеЛореана за время работы в GM. Pontiac Firebird стал одним из самых популярных маслкаров в Америке и во всем мире. В 1965 году ДеЛореана назначили генеральным директором Pontiac, а позже он возглавил Chevrolet, крупнейшее подразделение GM.

В 1972 году Джон ДеЛореан стал самым молодым вице-президентом General Motors. Его годовая зарплата равнялась $650 тысячам долларов. Однако на этой должности он проработал недолго. Причин ухода из GM у ДеЛореана было много: некомпетентность руководителей и стремление подчиненных угождать начальству, даже если это вредило бизнесу – всю правду о работе в корпорации ДеЛореан описал позже в книге «General Motors в истинном свете».

24 октября 1975 года Джон ДеЛореан зарегистрировал компанию DeLorean Motor Company (DMC). Правительство Великобритании предложило ДеЛореану построить завод в пригороде Белфаста. Через полтора года там появился самый передовой в Европе автомобильный завод, где ДеЛореан начал воплощать мечту о дешевом, быстрым и долговечном спортивном автомобиле. Так появился DeLorean DMC-12, его главной приметой стали двери типа «крыло чайки».

Первый прототип с кузовом от Italdesign и 132-сильным мотором V6 от союза PRV (Peugeot-Renault-Volvo) был готов в 1976 году, а серийное производство началось в 1981 году. У Джона были амбициозные планы: создать автомобильную империю и бросить вызов «большой тройке» американских автопроизводителей: Ford, General Motors и Chrysler. Но осуществить это ему не удалось. В октябре 1982 года его обвинили в сбыте крупной партии наркотиков.

После задержания ДеЛореана в 1985 году DeLorean DMC-12 появился в культовом фильме Роберта Земекиса «Назад в будущее». Фильм спровоцировал огромный интерес к автомобилям DeLorean, однако было уже поздно: несмотря на снятие обвинений с основателя марки, его компания обанкротилась, завод по производству спортивных автомобилей закрылся, выпустив около девяти тысяч машин.

Жизнь Джона ДеЛореана настолько полна событий, что давно подходила для экранизации. Теперь это случилось: в российский прокат выходит фильм «Тачка на миллион» режиссера Ника Хэмма. Фильм повествует о стремительном росте карьеры ДеЛореана, его DeLorean Motor Company и дружбе с Джимом Хоффманом – бывшим преступником, ставшим информатором ФБР. Был ли Джон ДеЛореан мошенником или гением? А Джим Хоффман – злодеем или другом, чье прошлое портило всех его близких? Ответы на эти вопросы можно найти после просмотра фильма.
