Делораан: от успеха до краха.

Автомобиль за миллион: восхождение и крушение Джона Делорэана
Джон ДеЛореан родился 6 января 1925 года в Детройте. Окончив школу с отличием, поступил в Лоуренсовский технологический институт. В 1949 году получил приглашение в конструкторское бюро компании Chrysler и продолжил обучение в Крайслеровском институте. В 1952 году, имея дипломы магистра по специальностям «конструирование автомобилей» и «менеджмент», возглавил технотдел компании Packard. В данном подразделении принял участие в разработке Packard Caribbean 1955 года, ставшей прототипом советской «Чайки» – ГАЗ-13.

В 1956 году ДеЛореан присоединился к концерну General Motors. Ему поручили изменить имидж автомобилей Pontiac, добавив спортивную направленность. Так появился обновленный Pontiac Star Chief 1959 года. Автомобиль был настолько переработан, что по словам самого ДеЛореана, он больше не напоминал «машину для старых дев». После Pontiac Star Chief кардинально изменились и другие модели Pontiac – в результате продажи автомобилей марки резко возросли.

Успех вдохновил ДеЛореана на создание Pontiac Grand Prix (1963) и GTO (1965). В 1967 году появился спортивный Firebird – вероятно, самое значимое достижение ДеЛореана в GM. Pontiac Firebird стал одним из самых популярных маслкаров в Америке и за ее пределами. В 1965 году ДеЛореан возглавил Pontiac, а затем Chevrolet, крупнейшее подразделение GM.

В 1972 году Джон ДеЛореан стал самым молодым вице-президентом General Motors. Его годовая зарплата составляла 650 тысяч долларов. На этом посту он пробыл недолго из-за причин, которые ДеЛореан впоследствии описал в книге «General Motors в истинном свете».

24 октября 1975 года Джон ДеЛореан зарегистрировал компанию DeLorean Motor Company (DMC). Правительство Великобритании предложило ДеЛореану построить фабрику в пригороде Белфаста. Через полтора года там появился самый передовой в Европе автомобильный завод, где ДеЛореан начал воплощать мечту о создании дешевого, быстрого и долговечного спортивного автомобиля. Так появился DeLorean DMC-12, главной приметой которого стали двери типа «крыло чайки».

Первый прототип с кузовом от Italdesign и двигателем V6 мощностью 132 лошадиных силы от консорциума PRV (Peugeot-Renault-Volvo) появился в 1976 году, а серийное производство началось в 1981. У Джона были амбициозные планы: создать автомобильную империю и бросить вызов «большой тройке» американских автопроизводителей — Ford, General Motors и Chrysler. Однако осуществить это не удалось. В октябре 1982 года его обвинили в сбыте крупной партии наркотиков.

После ареста ДеЛореана в 1985 году DeLorean DMC-12 появился в культовом фильме Роберта Земекиса «Назад в будущее». Фильм вызвал большой спрос на автомобили DeLorean, но уже было поздно: хотя обвинения с основателя марки были сняты, его компания обанкротилась, а завод по производству спортивных автомобилей был закрыт. Выпущено около 9 тысяч автомобилей.

Жизнь Джона ДеЛореана настолько увлекательна, что давно ждала своего воплощения на большом экране. Теперь это произошло: в российский прокат выходит фильм «Тачка на миллион» режиссера Ника Хэмма. Картина повествует о стремительном росте карьеры ДеЛореана, его компании DeLorean Motor Company и дружбе с Джимом Хоффманом – бывшим преступником, ставшим информатором ФБР. Был ли Джон ДеЛореан мошенником или гением? А Джим Хоффман – безжалостным нарушителем закона или другом, чье прошлое приносило вред всем окружающим? Ответы на эти вопросы можно найти после просмотра фильма.
