Декодирование обозначений на японских двигателях
Многие слышат буквенно-цифровые комбинации: 1S-U, 2C-T, CA18S, EJ20 и подобные, но не знают их смысла. В названии японских двигателей заключена масса полезной информации. Прочитав эту статью, вы научитесь «расшифровывать» эти сочетания букв и цифр.

Двигатели Toyota
Названия двигателей Toyota достаточно информативны, уступая в этом разве что двигателям Nissan. Первая цифра в начале названия двигателя Toyota (до тире) определяет порядковый номер двигателя в серии. Например, двигатели 3S-FE и 4S-FE из серии S конструктивно похожи, но отличаются рабочим объёмом. То же самое относится к 2JZ и 1JZ, 2С и 1С, 4A и 5A и так далее. При этом не обязательно, что чем меньше цифра — тем больше объём двигателя, скорее меньшая цифра означает более ранний год разработки.
После цифры идёт буква, обозначающая серию двигателей и являющуюся ключевой частью названия. Двигатели одной серии конструктивно схожи, но могут отличаться рабочим объёмом, способом наполнения рабочей смесью и годом разработки. Каждая серия имеет свои достоинства и недостатки. Пример обозначения серий представлен выше. С 1990 года все разработанные двигатели имеют две буквы в названии. Однако не следует путать год начала выпуска конкретной модели двигателя и год выпуска новой серии. Например, двигатели 4A-FSE, 5S-FE, 3C-T (и некоторые другие) были разработаны после 1990 года, но принадлежат старым сериям A, S и C, поэтому имеют одну букву до тире. Серии JZ, NZ, ZZ и другие с буквой Z в названии появились позже 1990 года. Название трёхлитрового дизеля 1KZ-TE (разработан в 1993 году) несколько необычно, так как его последователь 1KD-FTV (также трёхлитровый дизель, разработанный в 1996 году) имеет букву D в названии. Скорее всего, с 1996 года фирма Toyota начала использовать букву D для обозначения дизельных двигателей и букву Z для бензиновых.
После тире перечисляются конструктивные особенности двигателя. Первая буква после тире указывает на свойства головки блока и степень форсировки. Буква F обозначает двигатель стандартной мощности с четырьмя клапанами на цилиндр, известный как High Efficiency Twincam Engine. Такие двигатели имеют привод от ремня или цепи ГРМ, где один распределительный вал приводится непосредственно, а второй — от первого через шестерню (двигатели с так называемой «узкой» головкой блока цилиндров). Примеры: 5A-F, 1G-FE, 5E-FE и т. д.
Если первой после тире стоит буква G, то это двигатель повышенной степени форсировки. Каждый из распределительных валов которого имеет собственный привод от ремня (цепи) ГРМ. Toyota называет эти двигатели High Performance Engine, а распределительные валы у них приводятся через собственные зубчатые колёса (двигатели с «широкой» головкой блока цилиндров). Все двигатели с буквой G — бензиновые, с электронным впрыском топлива, зачастую с турбонаддувом (механическим нагнетателем). Примеры: 4A-GE (максимальная частота вращения 8000 об/мин), 3S-GE (максимальная частота вращения 7000 об/мин), 1G-GTE (турбонаддув).
Двигатели с буквами F и G могут относиться к одной серии (например, 4A-FE и 4A-GE). Это значит, что их разработали на общей платформе (диаметр цилиндров, ход поршня и прочие параметры идентичны), но конструкция головки блока цилиндров и другие элементы отличаются.
Отсутствие букв F или G после дефиса указывает на два клапана на цилиндр у двигателя. Примеры: 1G-EU, 2C, 3A-L, 2L-TE.
После дефиса (или первая, если двигатель имеет два клапана на цилиндр) следует буква, которая несёт дополнительную информацию.
- У всех двигателей с турбонаддувом присутствует Т. Примеры: 1G-GTE, 2L-TE.
- S — двигатель с прямым впрыском топлива, преимущественно современные модели, разработанные после 1996 года. Примеры: 4A-FSE, 1JZ-FSE.
- Х — двигатель, работающий на гибридном топливе или применяемый в гибридных силовых установках автомобилей типа ДВС — электродвигатель. Примеры: 1NZ-FXE, 1AZ-FXE.
- Двигатель П — работает на сжиженном газе. Пример: 3Y-PE.
- H представляет собой специальную систему подачи топлива (EFI-D).
Следующая за дефисом буква (или первая, если двигатель имеет два клапана на цилиндр и/или не относится к категории двигателей с буквами T, S, X, P, H в названии после дефиса) указывает способ создания рабочей смеси.
- E — двигатель с многоточечным электронным впрыском (EFI); для дизельных двигателей это значит, что у них электронно-управляемый топливный насос высокого давления (ТНВД). Примеры: 5A-FE (бензиновый), 2JZ-FSE (бензиновый), 2L-TE (дизель).
- Двигатели с одноточечным центральным электронным впрыском (Ci — Central injector) выпускались Toyota только в двух модификациях: 1S-Fi и его наследник 4S-Fi.
- Функция V присуща исключительно двигателю 1KD-FTV, назначение которого на данный момент остается неясным.
Если после тире нет букв Е, и, В, это или карбюраторный бензиновый двигатель (без электронного впрыска), либо дизель с обычным механическим ТНВД. Примеры: 4A-F (карбюраторный); 3С-T (дизель).
Двигатели Toyota выпуска до 1988 года могут иметь после разделителя буквы U или L, значение которых трудно определить. Примеры: 1G-EU, 1S-U, 2E-L.
Примеры наименований моторов компании Toyota:
- Двигатель 5A-FE — бензиновая модель с четырьмя клапанами на каждый цилиндр, узкой головкой блока цилиндров и стандартным уровнем мощности. Система питания – многоточечный электронный впрыск топлива.
- Двигатель 2С-Т — это дизель с двумя клапанами на цилиндр, оснащенный турбонаддувом и традиционным топливным насосом высокого давления с механическим управлением.
- Двигатель 2JZ-GTE работает на бензине, оснащен четырьмя клапанами на каждый цилиндр, имеет широкую головку блока цилиндров, турбонаддув и многоточечный электронный впрыск топлива.
Двигатели Nissan
В названиях двигателей Nissan можно узнать больше, чем в названиях других производителей. Первые две буквы (у старых бензиновых двигателей, до 1983 года выпуска одна буква) обозначают серию. Как и у Toyota, двигатели одной серии схожи по конструкции, но могут отличаться системой впрыска топлива, количеством клапанов на цилиндр и т. д. Например, CD17 и CD20 идентичны по конструкции, но отличаются рабочим объёмом. Если первая буква V, то двигатель V-образный. Если вторая — D, то дизельный. Далее идёт число, деление которого на 10 даёт рабочий объём в литрах. Примеры: CA18DE (бензиновый, рядный, объёмом 1,8 литра), E15S (бензиновый, рядный, объёмом 1,5 литра), RD28 (дизель, рядный, объёмом 2,8 литра), CD20T (дизель, рядный, объёмом 2,0 литра), VG30E (бензиновый, V-образный, объёмом 3,0 литра).
После цифр первая буква показывает особенности конструкции головки блока цилиндров.
- Двигатели с четырьмя клапанами на цилиндр (Twin Cam или DOHC — разные названия одного и того же) не делятся на «узкие» и «широкие» головки, как у Toyota. У всех двигателей Nissan распределительные валы имеют отдельный привод от ремня или цепи ГРМ. Примеры: SR20Di, RB25DET, GA13DS.
- Двигатель V с регулируемым фазовращением газораспределения и четырьмя клапанами на цилиндр (аналогично системам VTEC Honda или VVTi Toyota).
Отсутствие букв D или V в наименовании двигателя Nissan после цифр указывает на наличие двух клапанов на цилиндр (ОНС). К примеру, RB20E, CD20, VG33E.
Вторая после цифр буква (или первая, если двигатель двухклапанный) обозначает способ формирования рабочей смеси.
- Система многоточечного распределенного электронного впрыска топлива для бензиновых двигателей маркируется буквой «E» (EGI). В названиях дизельных двигателей Nissan эта буква отсутствует. Примеры: SR16VE, CA18E, RB25DE.
- Обозначение i в названии бензиновых двигателей означает одноточечный (центральный) электронный впрыск топлива, а у дизельных — электронно-управляемый ТНВД и ставится последним. Примеры: SR18Di (бензиновый), ZD30DDTi (дизель).
- Д — непосредственный электронный впрыск топлива в цилиндр для бензиновых двигателей (система DI), а для дизелей обозначает двигатель с неразделёнными камерами сгорания. Бензиновые и дизельные двигатели с буквой D в названии были разработаны после 1995 года. Примеры: VQ25DD (бензиновый); ZD30DDTi (дизель).
- S — карбюраторный двигатель. Примеры: GA15DS, CA18S, E15ST.
В обозначении дизельных двигателей Nissan без электронного ТНВД не указаны вышеупомянутые буквы. Все подобные двигатели у Nissan имели по два клапана на цилиндр и раздельные камеры сгорания; соответственно, после цифр в названиях таких моторов отсутствует буква D. Примеры: CD17, TD42T, RD28.
Третья буква после цифровых обозначений указывает на наличие турбонаддува. Буква «Т» свидетельствует о наличии газотурбинного наддува. Две буквы «TT» обозначают два турбокомпрессора (Twin Turbo). Примеры: TD42T, RB26DETT, SR20DET, CA18ET.
Четвёртая буква после цифр может быть только у двигателей с двумя турбокомпрессорами или у дизелей с электронным управлением топливоподачей.
Примеры наименований моторов компании Nissan.
- CA16S – это бензиновый четырехцилиндровый двигатель с рабочим объемом 1,6 литра, установленным по схеме OHV, оснащенный карбюраторной системой питания и не имеющий турбины.
- CD20 — это дизельный двигатель с четырьмя цилиндрами и объемом 2,0 литра. У него два клапана на каждый цилиндр, механический топливный насос высокого давления и отсутствие турбонаддува.
- VQ30DET — бензиновый V-образный двигатель объемом 3,0 литра с четырьмя клапанами на цилиндр (DOHC), распределенным впрыском топлива и турбонаддувом.
- YD25DDTi – дизельный рядный двигатель объемом 2,5 литра, оснащенный четырьмя клапанами на цилиндр (DOHC), нераздельными камерами сгорания, турбонаддувом и электронным управлением топливного насоса высокого давления.
- SR20Di — это четырёхцилиндровый бензиновый двигатель с объёмом двух литров, оснащённый системой DOHC с 4 клапанами на каждый цилиндр и централизованным электронным впрыском топлива без турбины.
Двигатели Mitsubishi
По названиям двигателей Mitsubishi, как и по названиям двигателей других производителей, сложно многое судить (за исключением Toyota и Nissan).
Первая цифра в наименовании мотора Mitsubishi указывает на число цилиндров. Примеры: 4D56; 6G72; 3G83; 8A80.
Следующий символ сообщает сведения о классе мотора.
- Двигатели A и G – работают на бензине (различия неясны). Примеры: 4G15, 8A80, 6G72.
- Д — дизельный двигатель с механическим топливным насосом высокого давления. Примеры: 4D56, 4D55.
- M — дизель с электронно-управляемым ТНВД. Примеры: 4M40; 4M41.
Последние две цифры определяют серию двигателя. Двигатели с одинаковым названием (и соответственно, принадлежащие к одной серии), имеют сходную конструкцию, но могут отличаться по степени форсировки, рабочему объёму, способу наполнения рабочей смесью. Двигатель 4G13 имеет рабочий объём 1,3 литра, а двигатель 4G15 — 1,5 литра.
Двигатели Mitsubishi, созданные до 1989 года, иногда не имели первой цифры в названии, указывающей количество цилиндров, но завершались буквой (значение которой неизвестно). Названия таких двигателей напоминали названия двигателей Suzuki. Пример: G13B (карбюраторный, четырехцилиндровый двигатель с 3 клапанами на цилиндр).
Двигатели Honda
В обозначении двигателей Honda первая буква указывает на серию. Как и у японских аналогов, в одной серии двигатели конструктивно схожи, но могут отличаться форсировкой, объемом и другими параметрами. Примеры: F20B, F18B, D17A, J35A.
Две последующие цифры указывают на рабочий объём двигателя. Деление полученного числа из этих цифр на 10 даст рабочий объём в литрах. Примеры: D17A (рабочий объём — 1,7 литра), D15B (рабочий объём — 1,5 литра), E07Z (рабочий объём — 0,66 литра).
Последняя буква (могут быть A, B, C, Z) показывает модификацию двигателя в серии. Двигатели с буквой A – самые первые модификации, затем появляются с буквой В, а последней является модификация С. Буква Z используется только для двигателя E07Z. Примеры: L13A, F22B, B18C.
Старые моторы Honda обозначаются двумя буквами, которые не содержат никакой информации о характеристиках. Например, ZC устанавливался на модель Integra до 2001 года и выпускался как с карбюраторным, так и с инжекторным впрыском топлива.
Двигатели Subaru
Первые буквы в маркировке двигателя указывают на его серию. Двигатели одной серии имеют схожую конструкцию, но могут отличаться по рабочему объёму, наличию турбонаддува и другим деталям.
Следующие две цифры обозначают рабочий объём двигателя. Деля число из этих цифр на 10, получим рабочий объём в литрах. Примеры: EJ20 (рабочий объём 2,0 литра), EJ18 (рабочий объём 1,8 литра), FF12 (рабочий объём 1,2 литра), EN07 (рабочий объём 0,7 литра), Z22 (рабочий объём 2,2 литра).
Двигатели Subaru прошлых лет имели в обозначении две цифры, которые не соответствовали объему двигателя. Например, EA82 имел рабочий объем 1,8 литра.
Двигатели Mazda
Система наименований моторов Mazda вызывает затруднения.
Двигатели прошлых модификаций имели в названии две буквы. Новые двигатели получили дополнительные буквы после тире. Вместо двух букв в начале названия могут стоять буква и цифра или три буквы. Первая буква в названии (как у старых, так и у новых двигателей) указывает на серию. Двигатели в серии могут отличаться объёмом работы. Вторая буква обозначает модификацию в серии (например, двигатель с другим объёмом). Примеры: FP (объём 1,8 литра), FS (объём 2,3 литра), RF, ZL, KL-ZE.
Дополнительные знаки после тире (для двигателей новейших модификаций) обозначают конструкцию головки цилиндров и способ заполнения их топливной смесью.
Первая буква после тире указывает на конструктивную особенность головки блока цилиндров.
- Два распределительных вала – Z или D, четыре клапана на цилиндр (DOHC). Примеры: JE-ZE, Z5-DE, KL-ZE.
- Двигатель М имеет четыре клапана на цилиндр и привод от одного распределительного вала. К примеру, B3-MI и B5-ME.
- R — у роторно-поршневого двигателя 13B-REW.
Двигатели без букв Z, D или M после тире имеют по 2 клапана на цилиндр (только новые модели). Примеры: FE-E, JE-E, WL-T.
Вторая буква после тире (или первая, если двигатель имеет два клапана на цилиндр) указывает способ образования топливовоздушной смеси в цилиндрах.
- Э — многоточечный (распределённый) электронный впрыск топлива. Примеры: FE-E, B3-ME
- Электронный впрыск топлива с центральным расположением форсунок.
Если после дефиса нет букв E или I, то это дизель с механическим управлением топливной аппаратуры. Пример: TWL-T. Буква T после дефиса указывает на наличие турбонаддува. Примеры: TWL-T, WL-T.
Двигатели Suzuki
Первая буква указывает на серию двигателя. Двигатели одной серии, как и у других японских производителей, имеют сходную конструкцию, но могут отличаться по рабочему объему, системе подачи топлива и так далее.
Следующие два числа обозначают рабочееvolume двигателя. Разделив их сумму на десять, получите рабочий объем в литрах.
Финальная буква в обозначении всех моторов Suzuki неизменно — А (причина такого выбора непонятна).
Примеры: K6A (объём 0,66 литра), K10A (объём 1,0 литра), J20A (объём 2,0 литров), H25A (объём 2,5 литров).
Двигатели Daihatsu
Первые две буквы указывают на серию двигателя. Как и у других японских марок, двигатели одной серии схожи по конструкции, но могут отличаться системой впрыска и конструкцией головки цилиндров. Примеры: EF-DET (с турбонаддувом), EF-VE (без турбонаддува).
Буквы после тире раскрывают конструктивные особенности двигателя, но назначение некоторых остается неясным (например, двигатели HE-EG и HD-EP различаются только рабочим объёмом). Можно утверждать, что E указывает на многоточечный электронный впрыск топлива, а T — на наличие турбонаддува.
Примеры: K3-VET, K3-VE, HE-EG, HC-E.
Двигатели Isuzu
Маркировка двигателя Isuzu начинается с цифры, обозначающей количество цилиндров в двигателе.
Следующие два символа указывают на серию двигателя. Если первая буква из них — В, то это означает, что мотор V-образный.
Последняя цифра указывает на номер модификации двигателя в серии.
Примеры:
- Двигатель 6VE1 — шестнадцатиклапанник с расположением цилиндров в форме буквы «V», работает на бензине и имеет рабочий объём 3,5 литра.
- Двигатель марки 6VD1 — шестнадцатиклапанная V-образная бензиновая установка с рабочим объемом 3,2 литра.
- 4JX1 — это четырёхцилиндровый рядный дизельный двигатель с объемом 3,0 литра.
http://japancar.pp.ru/info/087.shtml