Декодирование надписей на японских двигателях
Многие слышали буквенно-цифровые обозначения: 1S-U, 2C-T, CA18S, EJ20 и подобные, но не знают их значения. Но по названию японских двигателей можно узнать много полезной информации. В этой статье вы узнаете, как расшифровать эти сочетания букв и цифр.
Двигатели Toyota
Названия двигателей Toyota достаточно информативны, уступая разве что в этом Nissan. В начале названия двигателя (до тире) стоит цифра, обозначающая порядковый номер двигателя в серии. Например, двигатели 3S-FE и 4S-FE серии S конструктивно похожи (не следует понимать это буквально), но отличаются рабочим объёмом. То же самое применимо к 2JZ и 1JZ, 2С и 1С, 4A и 5A и так далее. При этом необязательно, что чем меньше цифра — тем больше объём двигателя и наоборот, скорее меньшая цифра означает более ранний год разработки.
Цифра в наименовании двигателя указывает на серию, которая является главным элементом названия. Все двигатели одной серии конструктивно схожи и могут отличаться объёмом цилиндров, способом подачи рабочей смеси и годом разработки. Каждая серия обладает характерными достоинствами и недостатками. Пример обозначения серий представлен выше.
С 1990 года двигатели имеют две буквы в названии. Однако необходимо отличать год начала выпуска конкретной модели от года начала выпуска новой серии. Например, двигатели 4A-FSE, 5S-FE, 3C-T разработаны после 1990 года, но относятся к старым сериям A, S и С, поэтому имеют одну букву до тире. Серии JZ, NZ, ZZ и другие с буквой Z появились после 1990 года. Название трехлитрового дизеля 1KZ-TE (1993 года разработки) необычно, так как его последователь 1KD-FTV (также трехлитровый дизель, но 1996 года разработки) имеет букву D в названии. Возможно, с 1996 года фирма Toyota решила использовать букву D для дизельных двигателей и букву Z для бензиновых.
Буквы после тире указывают на конструктивные особенности двигателя. Первая буква обозначает особенности головки блока и степень форсировки. Буква F означает двигатель стандартной мощности с четырьмя клапанами на цилиндр – High Efficiency Twincam Engine. У таких двигателей привод ГРМ ремнем или цепью осуществляется только одним распределительным валом, второй же приводится от первого через шестерню (двигатели с «узкой» головкой блока). Примеры: 5A-F, 1G-FE, 5E-FE и т. п.
Если первая после тире буква G, то это двигатель повышенной степени форсировки. Каждый из распределительных валов такого двигателя имеет собственный привод от ремня (цепи) ГРМ. Toyota называет эти двигатели High Performance Engine, и у них распределительные валы приводятся через собственные зубчатые колеса. Двигатели с буквой G — бензиновые, с электронным впрыском топлива, зачастую с турбонаддувом (механическим нагнетателем). Примеры: 4A-GE (максимальная частота вращения 8000 об/мин), 3S-GE (максимальная частота вращения 7000 об/мин), 1G-GTE (турбонаддув).
Двигатели с буквами F и G могут относиться к одной серии (например, 4A-FE и 4A-GE). Это означает, что их разработали на общей основе (диаметр цилиндров, ход поршня и другие параметры идентичны), но различают конструкцией головки блока цилиндров и другими деталями.
Если после тире нет букв F или G, то двигатель имеет по два клапана на цилиндр. Примеры: 1G-EU, 2C, 3A-L, 2L-TE.
После дефиса (или первая, если двигатель имеет два клапана на цилиндр) следует буква, которая содержит дополнительную вспомогательную информацию.
- У всех двигателей с турбонаддувом имеется Т. Примеры: 1G-GTE, 2L-TE.
- S — двигатель с прямым впрыском топлива, преимущественно разработанный после 1996 года. Примеры: 4A-FSE, 1JZ-FSE.
- Х — двигатель, работающий на гибридном топливе или применяемый в гибридных силовых установках автомобилей, сочетающих ДВС и электродвигатель. Примеры: 1NZ-FXE, 1AZ-FXE.
- P — мотор, работающий на сжиженном газу.
- H представляет собой специальную систему подачи топлива (EFI-D).
Третья после тире (или первая — вторая, если двигатель с двумя клапанами на цилиндр и/или не относится к категории двигателей, имеющих в названии после тире буквы Т, С, Х, П, Н) буква указывает способ образования рабочей смеси.
- E – двигатель с многоточечным электронным впрыском (EFI). Для дизельных двигателей это означает наличие электронно-управляемого топливного насоса высокого давления (ТНВД). Примеры: 5A-FE (бензиновый), 2JZ-FSE (бензиновый), 2L-TE (дизель).
- Двигатель i имеет одноточечный (центральный) электронный впрыск (Ci — Central injector). Toyota выпускала только два таких двигателя: 1S-Fi и 4S-Fi, являющийся его преемником.
- Характерная черта мотора 1KD-FTV — наличие буквы V, значение которой на данный момент не установлено.
Отсутствие букв Е, и, В после тире указывает на карбюраторный бензиновый двигатель (не с электронным впрыском) или дизель с обычным механическим ТНВД. Примеры: 4A-F (карбюраторный), 3С-T (дизель).
Бензиновые двигатели Toyota, разработанные до 1988 года, могут после дефиса иметь буквы U или L.
Примеры наименований силовых установок компании Toyota:
- Двигатель 5A-FE работает на бензине, имеет четыре клапана на каждый цилиндр и узкую головку блока цилиндров. Мощность двигателя соответствует стандарту, а топливо подается с помощью многоточечного электронного впрыска.
- Двигатель 2С-Т – это дизельный двигатель с двумя клапанами на цилиндр, оснащенный турбонаддувом и традиционным механическим топливным насосом высокого давления.
- Двигатель 2JZ-GTE работает на бензине, имеет четыре клапана на каждый цилиндр, широкую головку блока цилиндров, турбонаддув и многоточечный электронный впрыск топлива.
Двигатели Nissan
Название двигателя Nissan содержит больше информации, чем у других производителей. Первые две буквы, указывают на серию двигателя. Двигатели одной серии схожи по конструкции, но могут отличаться системой подачи топлива, количеством клапанов и т.д. Например, CD17 и CD20 идентичны, но отличаются объёмом. Если первая буква V, то это V-образный двигатель. Если вторая — D, то дизельный. Далее следует число, деление которого на 10 даёт рабочий объём в литрах. Примеры: CA18DE (бензиновый, рядный, 1,8 л), E15S (бензиновый, рядный, 1,5 л), RD28 (дизель, рядный, 2,8 л), CD20T (дизель, рядный, 2,0 л), VG30E (бензиновый, V-образный, 3,0 л).
Первая буква, следующая за цифровым обозначением, отражает конструктивные особенности головки блока цилиндров.
- Двигатель с четырьмя клапанами на цилиндр (Twin Cam или DOHC — разные названия одного и того же) не имеет разделения как у Toyota на «узкую» и «широкую» головку блока цилиндров, так как у всех двигателей Nissan распределительные валы имеют самостоятельный привод от ремня или цепи ГРМ. Примеры: SR20Di, RB25DET, GA13DS.
- Двигатель V имеет изменяемые фазы газораспределения и по четыре клапана на цилиндр, что схоже с системами VTEC Honda или VVTi Toyota. Примерами являются двигатели SR16VE и SR20VET.
Отсутствие букв «D» или «V» в наименовании двигателя Nissan после цифр указывает на наличие двух клапанов на цилиндр (ОНС). К примеру, RB20E, CD20, VG33E.
Вторая после цифр буква (или первая при двух клапанах на цилиндр) обозначает принцип формирования рабочего состава.
- E обозначает многоточечный распределённый электронный впрыск топлива у бензиновых двигателей (фирменное обозначение системы — EGI). В названиях дизельных двигателей Nissan такой буквы нет. Примеры: SR16VE, CA18E, RB25DE.
- Буква «i» означает одноточечный электронный впрыск топлива у бензиновых двигателей (Ci — Central injector). У дизельных двигателей «i» обозначает электронно-управляемый ТНВД и ставится последней, а не второй, в названии двигателя. Примеры: SR18Di (бензиновый), ZD30DDTi (дизель).
- Буква D в обозначении двигателя указывает на непосредственный электронный впрыск топлива в цилиндр у бензиновых двигателей (система DI — Direct Input), а у дизельных — на неразделённые камеры сгорания. Бензиновые и дизельные двигатели, содержащие букву D в названии, появились после 1995 года. Примеры: VQ25DD (бензин); ZD30DDTi (дизель).
- S — карбюраторный двигатель. Примеры: GA15DS, CA18S, E15ST.
Если это дизельный двигатель с механическим ТНВД, то в названии двигателя Nissan отсутствуют вышеперечисленные буквы. Такие двигатели у Nissan всегда имели два клапана на цилиндр и разделённые камеры сгорания. Буквы D после цифр в названиях этих двигателей также не встречаются. Примеры: CD17, TD42T, RD28.
Третья буква после цифровых обозначений указывает на наличие турбонаддува. Буква T после цифр означает двигатель с газотурбинным наддувом. Две буквы T указывают на двигатель с двумя турбокомпрессорами (Twin Turbo). Примеры: TD42T, RB26DETT, SR20DET, CA18ET.
Четвёртая буква после цифр в маркировке может быть только буквой T у двигателей с двумя турбокомпрессорами или буквой i у дизелей с электронно-управляемым ТНВД.
Примеры наименований силовых установок компании Nissan.
- CA16S – это бензиновый рядный двигатель объемом 1,6 литра с двумя клапанами на цилиндр, оборудованный карбюратором и не имеющий турбонаддува.
- CD20 — дизельная рядная силовая установка объемом 2,0 литра с двухклапанной головкой блока цилиндров (ОНС), механическим топливным насосом высокого давления и без турбины.
- VQ30DET — бензиновый V-образный двигатель объемом 3,0 литра, оснащенный четырьмя клапанами на цилиндр (DOHC), многоточечным электронным впрыском топлива и турбонаддувом.
- YD25DDTi — дизельный рядный двигатель объемом 2,5 литра. Двигатель имеет 4 клапана на цилиндр (DOHC), неразделённые камеры сгорания, турбонаддув и электронным впрыском топлива.
- SR20Di — это бензиновый четырёхцилиндровый двигатель объемом два литра. В нём четыре клапана на цилиндр (DOHC), централизованный электронный впрыск топлива и отсутствует турбонаддув.
Двигатели Mitsubishi
По именам моторов Mitsubishi можно мало что сказать, как и по именам моторов других компаний (за исключением, разумеется, Toyota и Nissan).
Первая цифра в наименовании двигателя Mitsubishi указывает на количество цилиндров. Примеры: 4D56; 6G72; 3G83; 8A80.
Следующий символ указывает на тип мотора.
- Двигатели А или Г – работающие на бензине (разница непонятна). Примеры: 4G15, 8A80, 6G72.
- Д — дизельный двигатель с механическим управлением системы подачи топлива. Примеры: 4D56; 4D55.
- M — дизель с электронно-управляемым ТНВД. Примеры: 4M40; 4M41.
Последние две цифры определяют серию двигателя. Двигатели одной серии имеют похожую конструкцию, но могут отличаться форсировкой, объемом и способом наполнения рабочей смесью. Однако, двигатели 4G13 и 4G15 соответствуют названию по рабочему объему: первый имеет 1,3 литра, а второй — 1,5 литра.
Раньше Mitsubishi выпускала двигатели (разработки до 1989 года), которые могли не показывать количество цилиндров в названии, но имели букву в конце. Означало ли это что-то — неизвестно. Названия таких двигателей напоминали названия двигателей Suzuki. Пример: G13B (карбюраторный, четырехцилиндровый двигатель с 3 клапанами на цилиндр).
Двигатели Honda
Первая буква в наименовании двигателей Honda указывает на серию. Как и у других японских двигателей, конструктивно схожие, но могут отличаться форсировкой, рабочим объёмом и другими параметрами. Примеры: F20B, F18B, D17A, J35A.
Следующие две цифры представляют рабочий объём мотора. Деление их на 10 даст объём в литрах. Примеры: D17A (объем — 1,7 литра), D15B (объем — 1,5 литра), E07Z (объем — 0,66 литра).
Последняя буква (могут быть A, B, C, Z) указывает на модификацию двигателя в серии. Двигатели с буквой A – самые первые модификации, за ними следуют двигатели с буквой B, а последней является модификация С. Буква Z используется только для двигателя E07Z. Примеры: L13A, F22B, B18C.
Двигатели Honda старого образца обозначаются двумя буквами, которые не раскрывают никакой информации. Например: ZC (устанавливался на модель Integra до 2001 года, выпускался как карбюраторный, так и инжекторный).
Двигатели Subaru
Первые буквы или две в маркировке двигателя указывают на серию, к которой принадлежит агрегат. Двигатели одной серии конструктивно схожи, но могут отличаться объёмом, наличием турбонаддува (например, EJ20 может быть с турбиной и без неё) и другими деталями.
Следующие две цифры представляют рабочий объем двигателя. Деление числа, состоящего из этих цифр, на 10 даст рабочий объем в литрах. Примеры: EJ20 (рабочий объем 2,0 литра), EJ18 (рабочий объем 1,8 литра), FF12 (рабочий объем 1,2 литра), EN07 (рабочий объем 0,66 литра), Z22 (рабочий объем 2,2 литра).
Двигатели Subaru старых моделей имели в обозначении две цифры, которые не соответствовали объёму цилиндров. Например, EA82 — двигатель с рабочим объёмом 1,8 литра.
Двигатели Mazda
Названия двигателей Mazda сложно понять.
В названии старых двигателей было две буквы, в новых добавлены дополнительные после тире. Вместо двух букв в начале могут стоять буква и цифра или три буквы. Первая буква обозначает серию, а вторая — модификацию внутри серии. Примеры: FP (1,8 литра), FS (2,3 литра), RF, ZL, KL-ZE.
Дополнительные символы после тире (для новейших двигателей) указывают на конструкцию головки цилиндров и способ заправки цилиндров топливной смесью.
Первая буква после тире указывает на конструктивные особенности головки блока цилиндров.
- Z или D — два распределительных вала, по четыре клапана на цилиндр (DOHC). Примеры: JE-ZE, Z5-DE, KL-ZE.
- M — двигатель с четырьмя клапанами на каждый цилиндр и одним распределительным валом. Примеры: B3-MI, B5-ME.
- R — у роторно-поршневого двигателя 13B-REW.
Если за чертой нет букв З, Д или М, значит, в таком моторе по два клапана на цилиндр (только для достаточно современных). Примеры: FE-E, JE-E, WL-T.
Вторая буква после дефиса (или первая, при двух клапанах на цилиндр) обозначает принцип формирования рабочего заряда в камерах сгорания.
- Е — многоточечный распределенный электронный впрыск топлива. Примеры: FE-E, B3-ME
- Это одноточечный центральный электронный впрыск топлива. Пример: B3-MI.
Если после дефиса нет букв Е или И, то это дизель с механическим управлением ТНВД. Например: TWL-T. Буква Т после дефиса указывает на наличие турбонаддува. Примеры: TWL-T, WL-T.
Двигатели Suzuki
Первая буква указывает на серию двигателя. Двигатели одной серии от разных японских марок обычно имеют сходную конструкцию, но могут отличаться рабочим объёмом, системой подачи топлива и другими параметрами.
Следующие два числа указывают рабочий объём двигателя. Чтобы узнать его в литрах, разделите сумму этих чисел на десять.
В маркировке всех моторов Suzuki последняя буква всегда А, хотя предназначение этой буквы не явствует.
Примеры: K6A (объём 0,66 литра), K10A (объём 1,0 литра), J20A (объём 2,0 литра), H25A (объём 2,5 литра).
Двигатели Daihatsu
Первые две буквы указывают на серию двигателя. Как и у других японских марок, все двигатели данной серии схожи по конструкции, но могут отличаться системой впрыска и конструкцией головки цилиндров. Примеры: EF-DET (с турбонаддувом) и EF-VE (без турбонаддува).
Следующие за тире буквы указывают на конструктивные особенности двигателя, но назначение некоторых неясно (например, двигатели HE-EG и HD-EP различаются только рабочим объёмом). Можно утверждать точно лишь, что буква E означает наличие многоточечного электронного впрыска топлива, а T — наличия турбонаддува.
Примеры: K3-VET, K3-VE, HE-EG, HC-E.
Двигатели Isuzu
Цифра, стоящая первым в обозначении двигателя Isuzu, указывает на количество цилиндров.
Следующие две буквы указывают на серию двигателя. Если первая из них — буква В, то это V-образный двигатель.
Последняя цифра указывает на номер модификации двигателя в данной серии.
Примеры:
- Двигатель 6VE1 – это шестнадцатиклапанная бензиновая установка V-образного типа с рабочим объёмом три литра пятьдесят кубических сантиметров.
- Двигатель 6ВД1 – это шестнадцатиклапанный V-образный бензиновый двигатель объемом 3,2 литра.
- Двигатель 4JX1 – четырёхцилиндровый рядный дизель объемом три литра.
http://japancar.pp.ru/info/087.shtml