Цезет 350 тип 472: альтернатива Яве, не всем по вкусу


К этой категории относятся модели Jawa, Cezet и Pannonia. Последних довольно мало – предприятие еще при СССР перенаправили на производство иной продукции.

Изображение: img.freepik.com


Многие российские мотоциклисты помнят Яву, а вот Cezet, или CZ, большая редкость. Даже в 1980-х годах встретить такой байк было непросто, а сейчас и подавно. Некоторые утверждают, что «Чезет» и «Ява» – практически одно и то же. Редакция autotry.ru решила разобраться в этом вопросе.

История бренда


История мотоциклов Cezet и Иж тесно связана.
Оба завода производили модели одинаковой кубатуры. У CZ существовали также более экстремальные мотоциклы, предназначенные для спортивных соревнований.


Кроме того, оба завода обладают богатым опытом в производстве оружия. Также данные компании прекратили выпуск мотоциклов.


Завод Ceska zbrojovka Strakonice начал работу в 1919 году. В течение десяти лет компания получила признание как надежный производитель оружия. Однако к началу 1930-х годов стало понятно, что предприятию грозит банкротство. Оружие утратило популярность в европейских странах, и существование только на гражданском и охотничьем рынке оказалось недостаточным.


Руководство фирмы приняло решение производить мотоциклы, так как спрос на них возрастал — автомобили не могли позволить себе большинство европейцев. Для разработки модели компания приобрела чертежи немецкого мотоцикла DKW объемом 350 см3.


Продажа байков прекратилась в начале 1940-х годов из-за Второй мировой войны, когда спрос на оружие резко возрос. После 1945 года производство мотоциклов возобновилось, но теперь уже совместно с Jawa, используя их компоненты и узлы. Несмотря на это, Cezet сохранила свою инженерную школу, благодаря чему мотоциклы имели ряд отличий. По крайней мере в Чехословакии, их позиционировали скорее как спортивные.

Cezet и СССР


Как и у мотоциклов Jawa, большую часть выпущенных байков CZ направили в СССР. Меньше количество связано с тем, что для завода Ceska zbrojovka Strakonice выпуск мотоциклов был второстепенным направлением производства.


Мотоциклы CZ собирали только в одиночных версиях, без колясок. К тому же мотоциклетные клубы получали кроссовые модели, так как считалось, что они лучшие. Именно по этой причине мотоциклы от CZ всегда пользовались популярностью у советской молодежи.


Мотоциклы Cezet СССР поставлялись разными модификациями, но исключительно моделью 350 тип 472. Первую партию привезли в страну в 1976 году, а последнюю – в 1989. Стоили они на сто рублей дороже Jawa.

Сравнение с Jawa


ЦеZET 350 тип 472 унифицирован с Ява 634. Модель 638 отличается, имеет другой, более легкий и современный двигатель. Двигатели Jawa 634 и Cezet 350 тип 472 почти идентичны, за исключением внешнего вида картеров.


Рамы у CZ и Jawa разные. Благодаря этому Cezet 350 тип 472 получился на несколько килограммов легче. Дуплексная рама Явы рассчитана на использование бокового прицепа. CZ выпускался только без коляски, поэтому ему подошла одинарная конструкция. У Cezet 350 тип 472 свои патрубки глушителей и передняя вилка с маятником.


Скорее всего, Jawa 634 более подходящий вариант для езды по деревням. Её однотрубчатая рама из-за меньшей жёсткости обеспечивает большую комфортность во время движения по неровным дорогам.


Иногда в сети говорят, что в юности у кого-то был не Цетце или Ява, а гибрид — Цетце/Ява. Это заблуждение, возникшее из-за унификации мотоциклов моделей 634 и 472. Из-за дефицита запчастей на Цзеста часто ставили детали от Явы. Потом, при продаже таких «мутантов» во вторые руки, многие запчасти имели соответствующие маркировки на узлах. Отсюда и легенда о существовании Цетце/Ява.

Самый популярный CZ-350 в СССР


Первые мотоциклы Cezet, прибывшие в Советский Союз, именовались типом 472.3. После этого появились усовершенствованные модификации 472.4, 472.5 и 472.6. На рынке б/у преобладают именно последние модели.


Каждая новая модификация CZ-350 типа 472 включала усовершенствования, разработанные чешскими инженерами по обратной связи от российских потребителей.


Главное улучшение Cezet 350 тип 472.6 — увеличение бензобака с 13 до 18 литров. Более обтекаемая форма топливного бака положительно сказалась на комфорте водителя, так как раньше ему приходилось сталкиваться с острыми углами резервуара.


Обновлённая телескопическая вилка имеет ход увеличенный до 150 мм. Инженеры установили резиновые пыльники для эксплуатации в трудных условиях.


Ввели штатные защитные дуги, и не только спереди, но и сзади. Впрочем, падали на мотоциклах CZ-350 тип 472 не часто – у них плотная компоновка, поэтому центр тяжести находится низко.


Двигатель Cezet 350 типа 472.6 двухтактный: топливо смешивается с маслом самостоятельно, раздельная смазка отсутствует. Объём мотора составляет 350 см3, мощность – 22 л. с., как у Jawa 634.


Cezet способен развить скорость до 125 км/ч. Тяга стабильна на всех оборотах. Благодаря двум цилиндрам вибрации при высокой скорости незначительны, но ощутимей, чем у Jawa 634, из-за менее жёсткой рамы CZ.


Одноцилиндровые модели, например Иж Планета, лучше тянут на низких оборотах. Поэтому для деревни подходит отечественный мотоцикл. Запчасти для него проще достать, даже советские оригиналы. Впрочем, с учётом нынешних реалий, китайский мотоцикл всё же выгоднее.


Стоимость Cezet 350 тип 472.6 на российском вторичном рынке стартует от двухсот тысяч рублей. К таковой цене предлагаются экземпляры в оригинальном и хорошем состоянии. Такой ценник – не дорого за легенду СССР. Покупка может рассматриваться как инвестиция, поскольку эти мотоциклы дорожают ежегодно.


Поиск запчастей для Cezet 350 типа 472.6 — непростая задача. К счастью, многие детали подходят от мотоцикла Jawa 634.

Справка

Ява Марка дорожных мотоциклов Jawa выпускается компанией из Тинце-над-Сазавоу (Чехословакия). В СССР можно было купить эти мотоциклы.

Ранее мы писали про «Советские» мотоциклы Jawa.

Фото: YouTube