Цепной или ремённый привод ГРМ: сравнение преимуществ и недостатков

Популярное мнение среди российских автолюбителей таково, что цепной привод газораспределительного механизма является наиболее предпочтительным вариантом. Однако ременный привод превосходит его по ряду характеристик. Где же истина? Что на самом деле лучше – цепь или ремень?
Для синхронизации вращения коленчатого вала и распределительного в четырехтактном двигателе связь между ними через передачу в соотношении 1:2 необходима. В результате распредвал будет вращаться вдвое медленнее, чем коленчатый. ГАЗ-24 Для этого использовали шестеренчатый привод с указанным соотношением числа зубьев – простое решение. Однако оно работало нормально только в то время. По мере удаления валов друг от друга и увеличения их частоты вращения потребовалось другое решение: менее инерционное и компактное. Так приводы обзавелись цепями, например моторы УЗАМ-412. Следующим шагом стал ременный привод на двигателях. ВАЗ-2105.
У обоих типов привода В данном вопросе присутствуют как положительные, так и отрицательные стороны. Рассмотрим детальнее.
Цепной привод
Цепь — надежное и понятное решение, напоминающее по смыслу металлические деньги эпохи кардинала Ришелье. Первому владельцу такая машина обычно никак о себе не напоминает. Первые сто тысяч километров она прослужит без проблем. Цепь защищена от внешних неблагоприятных факторов, всегда смазана и, при исправном натяжителе, натянута. Система успокоителей и натяжителей гасит ее колебания. Если с цепью что-то «не так», она сообщает о проблеме повышенным шумом: такое трудно не заметить. В общем, это отличное решение для тех, кто ездит сравнительно мало.
Недостатки существуют. Привод тяжелее ременного, хотя об этом редко задумываются владельцы. На современных двигателях замена цепи затруднена. Обычно необходимо демонтировать переднюю крышку с масляным насосом и каналами с резиновыми уплотнениями. Со временем цепь «вытягивается», что может вызвать сбой фаз газораспределительного механизма. Побочным недостатком является то, что водяной насос на таких двигателях обычно вращает ремень вспомогательных агрегатов, про который часто забывают, хотя при его обрыве далеко не уехать. Известны дефекты, например перескакивание цепи при вращении мотора в обратную сторону, которое случается при парковке на крутом склоне с включенной передачей.
Ременный привод
Такие двигатели функционируют бесшумнее «цепных». В них отсутствуют резонансные колебания, которые часто встречаются в «цепных» двигателях, где количество звеньев в цепи всегда четное. А у ремня может быть любое число зубьев – например, 111, как у двигателя… ВАЗ-2108Ремень эффективно устраняет крутящие колебания за счет своей эластичности. Для него достаточно простого пружинного натяжителя вместо гидравлического. На низкое давление масла ремень не реагирует, в отличие от гидронатяжителя цепи. Замена ремня обычно проще, чем цепи. Двигатель при этом немного легче «цепного».
Недостатки тоже имеются. Ремни не переносят попадания жидкостей, предпочитают тепло. В отличие от цепей, ремни стареют без использования. Смерть ремня наступает внезапно, без предупреждений. Долговечность ремня зависит от состояния натяжных и обводящих роликов, а также водяного насоса, который часто приводится тем же ремнем. Следует отметить, что двигатель с ременным приводом имеет много валов, выходящих из масляной полости наружу. В результате – большее число сальниковых уплотнений, и течь из них выведет ремень из строя.
При покупке автомобиля стоит подумать о конструкции силовой передачи — ремне или цепи. Продолжительность эксплуатации машины и ее тип – новая или б/у – оказывают влияние на выбор. В случае с подержанным автомобилем полезно изучить тематические форумы, где пользователи делятся опытом эксплуатации. В целом, современные ремни считаются более предпочтительным вариантом.
