Цены на бензин и заработная плата водителей в СССР
Сколько стоил литр бензина и какая была средняя зарплата у водителей в Советском Союзе?
Зарплаты водителей в СССР.
В семидесятых плакаты с лозунгом «Интересная профессия – водитель автобуса» были распространены повсеместно. В них также указывалась зарплата: до 400 рублей для водителей автобусов и до 300 рублей для водителей троллейбусов в Москве того времени. Инженерам такие зарплаты были недоступны — их средний заработок составлял 120 – 140 рублей.
70-е годы. Водитель транспортного цеха RAF на ГАЗ-51 Зарплаты составляли около 85 рублей в месяц. На ЗиЛ-130 получали 120 – 130 рублей: грузоподъемность была вдвое выше. Но это были небольшие деньги, поэтому постоянно уходили из этой работы. Например, дальнобойный «Совтрансавто» с заграничными поездками был куда привлекательнее, но туда попасть было непросто. Требовались владение языком, безупречная биография, семья и достойный внешний вид (без шариковых!). Зато официальная зарплата водителя-международника начиналась примерно с 500 рублей – это было очень много. Устроиться на работу в «международники», а уж тем более ездить по капиталистическим странам, удавалось далеко не всем.

Таксисты получали от двухсот до трехсот рублей плюс чаевые, что при умножении на два давало солидную сумму. Водители городских автобусов имели заработок в четыреста – пятьсот рублей ежемесячно. Заработок водителей карьерных самосвалов на удаленных сибирских рудниках мог достигать тысячи рублей и больше.
Какова цена поездки на такси и в общественном транспорте?
Такси стоило около десяти копеек за километр плюс посадка. В среднем поездка обходилась в три рубля. Таксисты редко давали сдачу, мол, мелочи нет. Это считалось частью правил игры. Проезд на общественном транспорте был значительно дешевле: трамвай стоил три копейки (их нужно было положить в специальный аппарат с резиновой лентой и открутить билет). автобусе или на метро.
В то время копейка была полноценной денежной единицей: стакан газировки без сиропа, простая школьная тетрадка, ластик или коробок спичек стоили по 1 коп. Двушка (2 коп) позволяла позвонить из телефона-автомата или купить тетрадь лучшего качества. За 3 копейки можно было перекусить: четвертушка свежего ржаного хлеба в булочной стоила именно столько – примерно 200 граммов.
Сколько стоил бензин в СССР
Дизельное топливо не рассматривалось – его частным лицам не отпускали. Зачем оно нужно было, если не выпускались дизельные легковые автомобили, и у гражданских владельцев их просто не существовало. Бензин АИ-93 стоил 10 копеек за литр: на заправку полного бака Жигулей уходило около 4 рублей. А-76 стоил 8 копеек за литр.
1980 год стал рубежом между двумя увеличениями цен на 100%. В семидесятые годы литр бензина АИ-93 стоил десяти копеек, в 1978 году цена выросла вдвое, а в 1981 году – еще вдвое: стоимость составила сорок коп. за литр. Бензин марки А-76 продавался по тридцати копейкам за литр.
За городом многие заправки не принимали наличные: только талоны. Опытные водители, собиравшиеся, например, из Москвы в Ленинград, покупали талоны заранее – их обычно продавали в любом загородном хозяйственном магазине на кассе. В багажнике таких поездок всегда грохотала пара полных 20-литровых канистр. Число заправок на трассах было меньше, чем сейчас, а табличка «АЗС не работает» встречалась довольно часто.
Приглашаем всех, кто хочет поделиться воспоминаниями, к обсуждению. в комментариях.