Что содержится в топливе болидов Формулы-1?

Тандем: что заливают в болиды F1

Изображение: img.freepik.com

На соревнованиях с использованием смазочных материалов Shell работает передвижная лаборатория.

Я имею в виду работу специалистов технических областей. Не инженеров и механиков гоночных команд, а сотрудников «сопутствующих дисциплин», которые, как правило, остаются незамеченными. Хотя вклад их в победу трудно переоценить. Потому здесь ценится сотрудничество, проверенное не просто годами, а десятилетиями. Такое, как совместная работа компаний Shell и Ferrari, начавшаяся ещё в 1930-е годы. В первых серийных автомобилях Ferrari, сошедших с конвейера завода в Маранелло, использовались топливо и смазочные материалы Shell. Но одна из самых ярких страниц этого сотрудничества началась в 1950 году, когда стартовал чемпионат мира в классе автомобилей «Формула-1». И уже в 1951-м Хосе Фройлан Гонсалес за рулем Ferrari 375 одержал победу в Гран-при Великобритании, прервав тем самым гегемонию Alfa Romeo. А уже на следующий год Альберто Аскари, выступая на Ferrari 500, завоевал титул чемпиона мира. С тех пор технический регламент «Формулы-1» кардинально менялся восемь раз, и каждый раз разработчикам Shell требовалась серьезная адаптация топлива и смазочных материалов к новым агрегатам. И это без учёта постоянного тестирования топливо на соответствие контрольным образцам.
Ведь перед началом сезона технические комиссары FIA получают от команд образцы топлива, которое они намерены использовать. Менять топливо нельзя, и его образцы, которые представители FIA берут из баков болидов на каждом Гран-при, должны в точности соответствовать тем самым заявленным образцам. Поэтому в течение гоночного уикенда инженеры Shell постоянно тестируют топливо на его соответствие контрольным образцам, ибо обнаруженное техническими комиссарами несоответствие однозначно приведет к дисквалификации команды.

Изображение: img.freepik.com

Хроматограф определяет, соответствует ли используемое топливо требованиям.

Добро пожаловать в мобильную лабораторию компании Shell, которая размещается на всех трассах, где проходят гонки автомобилей Ferrari, включая Гран-при «Формулы-1». Сравнение контрольных и реальных образцов осуществляется следующим образом: небольшое количество топлива помещают в заполненную гелием трубку, которую затем помещают в хроматограф с особым составом. Принцип работы основан на том, что разные компоненты топлива движутся с разной скоростью в зависимости от их химических и физических свойств. После разделения исследователи получают полную картину состава топлива. Затем графики, полученные методом хроматографического анализа, накладывают на эталонные данные топлива, сертифицированного FIA. Если пики сравниваемых образцов совпадают, значит образцы идентичны как по составу, так и по концентрации. Чтобы исключить возможные нюансы, инженеры Shell берут образцы топлива не только из бака автомобилей, но и из других частей топливной системы, причем пробы анализируются до 40 раз за время гоночного уикенда. Анализ проб масла помогает оценить состояние двигателя и коробки передач: наличие в масле частиц алюминия, меди или железа позволяет не только определить степень износа агрегата, но и диагностировать состояние отдельных узлов двигателя и КП. Экспресс-анализ проводится с помощью спектрометра — после того как образец «разложен на составляющие», цвет вспышек определяет конкретный металл, а частота вспышек — концентрацию этого металла в масле. Точность такого анализа очень высока: например, если из миллиона частиц всего одна принадлежит железу, то и она будет обнаружена. После такой процедуры следует диалог мотористов Ferrari и инженеров Shell. Например, последние предупреждают, что в образцах масла, взятого из двигателя автомобиля Феттеля, повышенное содержание меди. Пока оно в пределах нормы, но… И подобная информация наверняка поможет инженерам Ferrari принять решение об использовании данного двигателя в гонке. Так работает тандем Shell — Ferrari. Тандем с более чем 60-летней историей.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com