Что делать, если машина застряла в снегу
Как выбраться из снежного плена, не прибегая к посторонней помощи, наверное, в эти дни интересует многих. Снегопады буквально завалили всю Центральную Россию и в ближайшее время отступать не собираются, а значит, застрявших в снежных ловушках будет еще немало. Сегодня мы расскажем, как, применив штатные системы автомобиля, можно преодолеть трудный участок.
1. СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ
Да, как бы это ни казалось странным, но именно задействовав стояночный тормоз, можно довольно легко значительно улучшить проходимость заднеприводного автомобиля на снежном накате, голом льду или даже на снежной целине. Наверняка каждый из нас сталкивался с такой ситуацией, когда попавшее на скользкую поверхность ведущее колесо бешено вращается, а в это время то, которое стоит на поверхности с лучшим сцеплением, остается неподвижным. Виной тому дифференциал. Призванный значительно улучшить управляемость автомобиля на дорогах с хорошим сцеплением, на скользких участках он как раз и становится виновником такой неприятной ситуации. Есть, конечно, автомобили, у которых возможна принудительная блокировка дифференциала, и тогда колеса начинают вращаться с одинаковой скоростью, существенно повышая проходимость автомобиля в таких условиях, но как быть тем, у кого такой волшебной кнопки нет?
Тут-то и придет на помощь стояночный тормоз. Ведь для того чтобы начало вращаться колесо, стоящее на твердом покрытии, нужно всего-навсего притормозить то, которое беспомощно вращается. А сделать это можно как раз стояночным тормозом. Слегка затянув ручник, вы тем самым притормозите вращение свободного колеса, и дифференциал будет вынужден перекинуть часть момента на то, которое не вращается. В результате колесо, стоящее на поверхности с лучшим сцеплением, вытолкнет автомобиль из ловушки. Главное, не затягивать стояночный тормоз полностью, то есть найти ту грань, при которой он создаст достаточное сопротивление вращению и при этом не заблокирует колеса полностью. Попробуйте этот способ, и вы убедитесь, насколько он эффективен. И после того как выберетесь из ловушки, не забудьте отпустить ручник, чтобы в процессе езды по дороге не спалить тормозные колодки.
2. ОСНОВНАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
А как быть, если автомобиль переднеприводной? Да, сейчас в основном все легковые автомобили оснащены приводом на переднюю ось, и притормозить дифференциал стояночным тормозом, который, как правило, заведен на заднюю ось, не получится. Но выход есть. В этом случае притормозить бесполезно вращающееся колесо можно рабочей тормозной системой. Для этого потребуется определенная сноровка, потому как одновременно придется давить и на педаль акселератора, и на педаль тормоза, но, немного потренировавшись, задействуя только правую или обе ноги, можно будет добиться желаемого эффекта.
Во всяком случае, когда колесу, стоящему на поверхности с хорошим сцеплением, не хватает лишь незначительного импульса, этот способ работает.
Кстати, именно по такому принципу, притормаживая то или иное колесо, работают системы интеллектуального полного привода у многих автомобилей. Электроника отслеживает скорость вращения колес и в случае необходимости притормаживает одно из них рабочей тормозной системой, обеспечивая тем самым максимальный крутящий момент на колесах, находящихся на поверхности с хорошим коэффициентом сцепления, что, собственно, и дает хорошую проходимость.
3. ПАЛКИ В КОЛЕСА
Обычно о них говорят, как о предметах, мешающих движению. А между тем в ситуациях, описанных выше, они могут не только не помешать, но и помочь. Правда, следует иметь в виду, что подходит этот вариант лишь при условии, что на автомобиле стоят литые или кованые диски со спицами, между которыми можно вставить нечто наподобие черенка от лопаты. Вставив палку и расклинив ее между колесным диском и суппортом, вы намертво заблокируете беспомощно вращающееся колесо, и дифференциал сам уже перекинет момент на противоположное колесо, которое высвободит автомобиль из плена. Главное, не переусердствовать и не повредить посторонним предметом тормозную систему. В связи с этим начинать движение со вставленным посторонним предметом нужно очень аккуратно, чтобы спицы диска не ударились, а плавно прижались к суппорту. И, естественно, палку нужно тут же удалить, как только машина сдвинется с мертвой точки. Применять для этого, на первый взгляд, варварского способа нужно именно деревянную палку, чтобы свести к минимуму возможные повреждения, так как дерево мягче стали, и основную нагрузку по вынужденным деформациям оно возьмет на себя.
4. ПАЛКИ НА КОЛЁСА
Из палок можно также сделать некое подобие цепей противоскольжения. Для этого достаточно прикрутить по палке на каждое из ведущих колес, веревкой или ремнем поперек протектора, с таким учетом, чтобы они при вращении колеса не цеплялись за элементы конструкции автомобиля. Конечно, ехать с ними по дороге с плотным покрытием не получится, но вылезти из сугроба или же проехать по снежной целине можно вполне.
Все эти способы действенны и вполне могут помочь вызволить автомобиль из плена, если вы оказались в ловушке совершенно одни и без необходимого инструмента. Однако при выезде на зимнюю дорогу мы бы все же рекомендовали иметь в машине хоть небольшую снеговую лопатку, пару килограммов песка и, конечно же, трос. Он как раз может стать тем самым незаменимым предметом, когда свои силы и средства будут исчерпаны и без помощи уже будет не обойтись.