Четверть века на вершине: итоги испанского ралли
Четыре раза победители: итоги испанского ралли.

Крис Мик хорошо стартовал на этом ралли, но завершил его вылетом.
Сезон 2016 ещё не завершил все дела, но создаётся впечатление, что весь мир ралли уже живёт сезоном-2017. Активно обсуждаются характеристики новых автомобилей, а составы команд практически сформированы. В Volkswagen Motorsport кандидатуры Себастьяна Ожье, Яри-Матти Латвалы и Андреаса Миккельсена на выступление в следующем сезоне подтвердил ещё Йост Капито до перехода его в команду McLaren Формулы-1. В Citroen, которая в 2017 году стартует в ранге заводской команды, будут выступать британец Крис Мик, ирландец Крег Брин и француз Стефан Лефевр. Состав команды Hyundai Motorsport сохранится — её цвета будут защищать бельгиец Тьерри Невилль, испанец Дани Сордо (на которого местные болельщики на домашнем этапе возлагали особые надежды) и новозеландец Хэйден Пэддон. В команду Toyota, вступающую в борьбу в World Rally Championship в следующем сезоне, пока прочат финнов Эссапекку Лаппи и Юхо Ханнинена. Если же вернуться к команде — лидеру чемпионата, то в Volkswagen Motorsport в сентябре произошли кадровые перемены. Вместо Йоста Капито пост директора занял Свен Смитс. Вслед за этим последовал ряд других кадровых перестановок, а руководитель программы WRC Франсуа-Ксавье Демезон и глава отдела разработки двигателей Донатус Винкельхауз стали членами правления Volkswagen Motorsport. Пришли сведения и от компании Michelin: она остаётся официальным поставщиком шин для WRC до 2019 года. А на ралли Испании шинники планировали отметить 300-ю победу на ралли чемпионата мира (что, собственно говоря, и произошло).

Дороги Каталонии не позволяли участникам расслабиться.
Развитие событий на ралли Испании могло решить судьбу двух титулов в чемпионате мира — 2016 года. Для победы в командном зачёте Себастьяну Ожье и Яри-Матти Латвалы нужно было набрать на 20 очков больше, чем дуэт Тьерри Невилля и Дани Сордо из Hyundai Motorsport. Что касается титула пилотов, то для победы Себастьяну Ожье и Жюльену Инграссии достаточно было занять 2 место в этом ралли. Даже заняв 3 место, но заработав хотя бы одно очко на Power Stage, Ожье и Инграссия становились бы чемпионами мира в четвертый раз подряд.
Интересовался ли кто-то у Ожье, что он ощущает, когда до победы в чемпионате буквально рукой подать? Себастьян лишь пожимал плечами: «Я уже трижды становился чемпионом мира и, конечно же, хочу завоевать этот титул в четвертый раз. Безусловно, буду бороться за это на ралли Испании. Но каждый из тех пилотов, что стартуют в чемпионате мира, старается выступить как можно лучше на каждом этапе». Ожье побеждал в Испании в 2013 и 2014 годах и был близок к победе в прошлом году. За 12 км до финиша ралли француз, опережавший более чем на 50 секунд Андреаса Миккельсена, который к тому моменту занимал 2 место, вылетел с дороги.

Яри-Матти Латвала и Андре Дитзел, руководитель отдела маркетинга и коммуникаций.
Дождь лил в Барселоне и по всей Испании. Ралли проходило в такую погоду впервые за долгое время. Отт Тянак выиграл первый спецучасток, но не из-за автомобиля или скорости, а из-за раннего старта. Первые экипажи прошли участок до сильного ливня. Лоренцо Бертелли, стартовавший первым на зрительском участке, показал второй результат, обойдя даже Себастьяна Ожье. Яри-Матти Латвала проиграл Тянаку 12 секунд, хотя утверждал, что ехал без проблем. На следующий день ралли началось с смешанного покрытия. Volkswagen Motorsport лидировал после третьего спецучастка, но преследовали его Hyundai Motorsport: Тьерри Невилль уступал всего 0,1 секунды, а Хэйден Пэддон — 3,4 секунды. Крис Мик и Отт Тянак потеряли по 40 секунд после аварий. Дани Сордо стал лидером после двух спецучастков. Volkswagen Motorsport не беспокоился: Себастьян Ожье отставал всего на 17 секунд. Но Яри-Матти Латвала вылетел с дороги, получил временной штраф и команда потеряла шанс выиграть командное первенство.

На этом ралли Ожье показал себя умелым тактиком.
Восемь спецучастков первого полностью асфальтового дня ралли обещали жаркую борьбу. Нет, в том, что Ожье опередит Сордо, больших сомнений не было, но что касается мест на подиуме… Занимавший 3 место Андреас Миккельсен опережал на 11 секунд Тьерри Невилля, а тот выигрывал чуть больше секунды у своего товарища по команде Хэйдэна Пэддона. Что касается борьбы за лидерство, то Ожье не стал форсировать события, но постепенно отбирал у Сордо драгоценные секунды: после пяти спецучастков «асфальтового» дня разрыв сократился до 5,2 секунд. А вот Миккельсен и Невилль сражались на равных, но… На 12 спецучастке переворачивается автомобиль прошлогоднего победителя ралли Испании Андреаса Миккельсена! И чуть позже основной интригой 52 RallyRAC Catalunya — Costa Daurada стало то, насколько быстро поменяется лидер этого непростого ралли. Ожье темп не сбрасывал. При том, что его вполне устраивало в этом ралли 2 место. После 14 спецучастка Ожье уже опережал Сордо на 2,5 секунды, и атаковать он продолжал и в заключительный день гонки, когда участникам ралли предстояло дважды преодолеть два повторяющихся спецучастка.

После трехдневной борьбы и 18 спецучастков общей протяженностью 321 км Себастьян Ожье и Жюльен Инграссия опередили хозяев трассы Дани Сордо и Марка Марти на 15,6 секунды, завоевав победу на 52 RallyRAC Catalunya — Costa Daurada. С ней пришел титул чемпиона мира 2016 года. «Это фантастика, выиграть чемпионат мира за два этапа до окончания сезона, и я не мог бы сделать чего-то большего! Я получил столько удовольствия, управляя своим автомобилем в эти выходные, — радовался на финише ралли Себастьян Ожье. — И я горд попасть в список громких имен пилотов, сумевших одержать по четыре победы в раллийном чемпионате мира».

На проливном дождевом участке города самого быстрого назвали Отта Тянка.

Вот во что превращались гравийные шины

Испанский футболист Луис Мойя охотно передает свой опыт.

Борьба Андреаса Миккельсена за второе место в чемпионате осложнилась после этапа ралли Испании.


Тьерри Невилль набрал очки благодаря решительной игре, заняв третье место. После гонки в Испании у него второе место в чемпионате вместе с Миккельсеном.

Успехи команды Volkswagen Motorsport тесно связаны с работой механиков.


В процессе эксплуатации машины сильно изнашиваются.

Сордо мечтал о второй победе в чемпионате мира по ралли на домашнем стадионе, но и второе место тоже хорошо.

Четвёртый чемпионский титул завоеван в классе пилотов!

У нас одна цель
Интервью с директором Volkswagen Motorsport Швену Смидцовым

Было ли трудно возглавить команду в течение сезона?
С одной стороны, задача сложная. Сезон длится, титулы, на которые рассчитываем, еще не завоеваны, но конкуренты создают серьёзное давление. Новая должность заставляет команду и меня присматриваться друг к другу, а также заниматься новыми обязанностями, например, быть в нескольких местах одновременно.
Не создаёт ли нагрузка ответственности помех? Ведь доверили команде, трижды победившей чемпионат мира.
Я всегда принадлежал этой команде и знаю всех её участников. Моя предыдущая деятельность была направлена на успешную работу коллектива. Хотя объём моих обязанностей вырос, как раньше, так и сейчас мне оказывают помощь все члены команды. Мы едины в стремлении стать чемпионами мира.
Каково сейчас удерживать фокус внимания в стремлении к чемпионству? Ведь внимание уже переключилось на сезон 2017 с его новыми правилами и автомобилями.
Нашим первоочередным заданием – победа в этом году, а потом уже мы обратимся к следующему сезону. Уже ведется подготовка к сезону 2017 года, который принесет новый автомобиль и новый имидж. Последнее соревнование текущего сезона состоится в конце ноября, а новым сезоном откроется ралли Монте-Карло. Нам приходится одновременно уделять внимание двум этим моментам.
Какими будут последствия нового регламента, новых машин и команд для дальнейшего хода чемпионата мира по ралли?
Это наилучший возможный исход. В следующем сезоне чемпионат будет включать пять команд, а появление Toyota обеспечит огромную аудиторию в Азии. К тому же, Citroen возвращается в WRC со своей заводской командой.
С какой точки зрения руководителю команды хотелось бы внести изменения в регламент чемпионата мира? Хотелось бы пересмотреть систему порядка стартов, которая в этом сезоне затрудняла выступления Себастьяна Ожье.
В этом году нам приходилось первыми стартовать, что может стать предметом разговора. Это особенно касается гравийных гонок. Нам нужна честная система. Неважно, каким образом её достигнуть, но она должна быть справедливой. В идеале правила должны давать возможность каждому пилоту выиграть гонку.
Какие этапы чемпионата мира Вам кажутся удачными, а какие хотелось бы исключить из календаря?
Как руководитель команды или как штурман?
Как руководитель команды.
Если судить по продвижению ралли, маркетингу и организации, лучшими считаются Финляндия и Португалия из-за большого числа зрителей. На Сардинии интерес публики не такой высокий. Прежде всего, нужно думать о стратегии компании Volkswagen, о рынках, которые ей интересны, например, Китай.
А с точки зрения штурмана?
Швеция и Норвегия мне очень нравятся, но при условии, что там выпадет больше снега, чем в прошлом году. Это наилучшее ощущение, которое можно испытать.
Вам непременно стоит посетить Россию.
Россия – значимый для концерна Volkswagen регион. Будет интересно, если бы на его территории проходил этап WRC.
Какие слабости обнаружили в автомобилях, которые участвовали в этом сезоне чемпионата мира?
Главное — машины стали безопаснее. В современных автомобилях нет заметных недостатков.
Поднимутся ли цены на новые машины для производителей?
Что произойдет, я бы назвал косметическим улучшением. Изменится внешний вид, появится немного больше электроники, будут использованы новые аэродинамические элементы. Но существенных изменений не будет, поэтому стоимость машин не повысится. Не уменьшится и надежность. Это при том, что мощность новых автомобилей будет выше.
Что ждёт машины сегодняшних моделей?
Часть машин пойдет в музеи, существуют договоренности с коллекционерами. В соревнованиях же эти автомобили участвовать не будут.
Сколько произведено автомобилей, и сколько из них всё ещё эксплуатируются?
Команда из двух экипажей может иметь шесть автомобилей. В команде VW Motorsport II — три автомобиля. Для первой команды построили пять автомобилей, все они работоспособны. После серьёзной аварии Яри-Матти Латвалы в Аргентине автомобиль тоже был восстановлен.
В грядущем сезоне разрешено выставлять три машины под эгидой команды, учитывая результаты двух лучших гонщиков. Согласны ли вы с таким регламентом?
В таком случае трансляция станет понятнее для болельщиков. Это выгодно и нам, поскольку у нас есть три превосходных гонщика.