Чемпионат мира по ралли: Акрополь и Турция — испытание для смелых.

Чемпионат мира по ралли (WRC). Гран-при Акрополя и Турции. Дaring and treacherous

После неудачи на ралли «Акрополис» команда BP Ford Abu Dhabi в Турции придумала и успешно осуществила хитроумный план, который принес ей двойную победу.

Изображение: img.freepik.com

WRC. Яри-Матти Латвала

© Фото: 5 колесо

Ford прибыла в Грецию с позитивными ожиданиями: команда дважды побеждала на «Акрополисе», а гонка стартовала с Яри-Матти Латвалой за рулем автомобиля «Голубого овала». Микко Хирвонен, несмотря на благоприятные исторические факты, не мог быть доволен началом ралли, поскольку стартовал первым. «Мы очень старались, но не могли ехать быстрее соперников», — отметил Микко. Себастьян Лоэб, стартовавший вторым, не торопил событий и выиграл второй спецучасток лишь потому, что Латвала немного снизил темп. «В прошлом году нас развернуло на СУ2, и мы чуть не оказались в канаве, а Лоэб показал тогда лучшее время. В этом году я был осторожнее, но мы опять едва не вылетели с дороги, а Себа опять меня обошел!» — рассказывал Яри-Матти. Тем не менее, после первых трех спецучастков молодой финн опережал Лоэба! Сейчас трудно поверить, что 23-летний Латвала впервые сел за руль автомобиля WRC всего пять лет назад. И произошло это в Греции.

Джанлуиджи Галли повредил подвеску Ford после столкновения с камнем, а у Тони Гардемайстера отказал двигатель на Suzuki. Петтер Солберг, которого прозвали «Голливуд» за его улыбку, говорил: «Новая Impreza далека от совершенства, но у машины есть большой потенциал». Экипажи Subaru занимали пятое и восьмое места, не имея технических проблем.

Шестой спецучасток стал препятствием для экипажей Ford: машины Латвалы, Хирвонена и Халида Аль Кассими финишировали с поврежденными подвесками. В итоге Латвала опустился на шестое место, а Хирвонен — на седьмое. Стоит отметить, что последний, «суперспециальный» участок выиграл эстонец Урмо Аава на частном Citroen C4 WRC. Это первая победа Урмо Аава на спецучастке WRC в его карьере.

Изображение: img.freepik.com

WRC. Яри-Матти Латвала

© Фото: 5 колесо

Второй день гонки стал самым сложным в ралли «Акрополис-2008», возможно, и во всем сезоне чемпионата мира. Рыхлый гравий вынудил Себастьяна Лоэба снизить темп, а затем чемпион мира пробил колесо. До финиша он добрался, но лидером стал его коллега по команде Даниель Сордо. Однако ненадолго: на дорожной секции у Citroen взорвалось колесо, а затем, уже на спецучастке, испанец потерял четыре минуты и оказался лишь седьмым. В лидеры вновь вышел Лоэб.

Надежды Ford на успешное выступление на земле Эллады таяли. Хирвонен, показав лучшее время на 8-м спецучастке, на следующем налетел на груду гравия и серьезно повредил тормозной диск. Затем у него начались проблемы с задней подвеской — неисправность, похожая на ту, что была у Латвалы в Иордании. Дела у Латвалы шли еще хуже: когда Яри-Матти добрался до четвертой позиции и отставал от лидера на 47,4 секунды, на Ford сломался турбонаддув. На финише последнего спецучастка дня Латвала занимал восьмое место, проигрывая Себастьяну 3 минуты 17,7 секунды. Перед заключительным днем ралли Петтер Солберг был вторым, его брат Хеннинг — третьим, а на четвертую позицию поднялся Микко Хирвонен.

В последний день не предсказывалось никаких тактических новаций — экипажи стремились сохранить результаты предыдущего дня. Неповезло Крису Аткинсону: он повредил подвеску Subaru и вынужден был покинуть гонку. На финише его готовился встретить с поздравлениями исполнительный директор Fuji Heavy Industries Икуо Мори. Себастьян Лоэб одержал свою 41-ю победу на этапах WRC.

К середине сезона чемпионата мира сложилась напряжённая ситуация. Перед ралли «Турция» Себастьян Лоэб лидировал с разницей в одно очко перед Микко Хирвонена, а его команда отставала от BP Ford Abu Dhabi на два очка. Фордовцы желали иметь более существенное преимущество, так как три из оставшихся семи гонок пройдут на асфальте, где гонщики Citroen традиционно сильны. На обеих машинах Ford была проведена серьезная работа: повреждения подвесок на «Акрополисе» стали для инженеров серьёзным поводом для волнений. В Великобритании были срочно изготовлены более прочные детали. Для машин Suzuki SX4 WRC турецкий этап стал их последним появлением в нынешних спецификациях. Уже перед ралли «Финляндия» будет готова новая омологация автомобилей. Тем временем в команде Ford ожидают разрешения FIA на доработки машин для асфальтовых ралли и надеются, что омологация изменений пройдет до ралли «Германия».

Изображение: img.freepik.com

WRC. Хеннинг Солберг

© Фото: 5 колесо

Первый спецучасток ралли проходил на высоте 1800 метров над уровнем моря. Трасса была усеяна камнями, и её расчищал Лоэб. Лучшее время показал Урмо Аава, стартовавший одиннадцатым. Второе место занял Джиджи Галли (седьмая позиция на старте), а третье — Миккельсен (тринадцатая позиция). Латвал уверенно стартовал с четвертой позиции, но пробил колесо и не стал останавливаться для замены. В результате потерял много времени и оказался четырнадцатым.
Вскоре ситуация изменилась. Урмо Аава разбил подвеску своего Citroen на следующем спецучастке. У Джиджи Галли неожиданно загорелся автомобиль, а Латвал поднялся на четвертое, а затем и на третье место. По прибытию на полуденный сервис молодой финн был уже вторым, а экипажи на машинах Ford занимали первые четыре места.
Пилоты Suzuki устроили настоящее шоу. Тони Гардемайстер из-за проколотого колеса потерял контроль и врезался в оборудование судейского поста, а на машине Пер-Гуннара Андерссона «взбесилась» система пожаротушения, залившая пеной весь кокпит машины.

Чемпион мира действовал сдержанно и благодаря этому сохранил третье место. Латвала трижды в этот день спутал колеса, но говорил, что даже до проколов значительно уступал Лоэбу. Тем не менее, Яри-Матти продолжал занимать второе место, отставая от Хирвонена на 9,8 секунды.

Когда до финиша дня оставалось преодолеть два спецучастка, развернулись самые интересные события. Аналитики Ford разработали коварный план, по которому пилоты команды получают в субботу выгодные стартовые позиции, а Лоэбу предстоит расчищать трассу (см. врезку «Турецкий гамбит»).
Лоэб разгадал этот план, но руководство Citroen медленно реагировало на действия своего главного соперника. Хирвонен выигрывал участок за участком, а Себастьян постепенно скатился на четвёртую позицию. Правда, вскоре и в лидирующей фордовской армаде произошли потери: на машине Джиджи Галли отказал турбонаддув, и итальянец опустился с третьего на восьмое место. Его позицию занял чемпион мира, но от лидера ралли Себастьян отставал на 34,8 секунды. А Хирвонен мчался во весь опор: «Машина действительно позволяет ехать очень быстро. Надеюсь, она настолько же надежна…». В десятке лидеров было шесть машин Ford, экипажи Citroen занимали третью, шестую и девятую позиции, а Петтер Солберг уверенно держался на пятом месте. Но Citroen сдаваться не собирался: в конце дня Дани Сордо провел результативную атаку на позицию Петтера Солберга. Пассив дня: из ралли выбыли оба экипажа Suzuki.

Изображение: img.freepik.com

WRC. Себастьян Лоэб, Даниель Элена

© Фото: 5 колесо

Три спецучастка остались до финиша ралли, ситуация была напряженной. Лоэб стартовал с преимуществом и готовился к битве. На первом спецучастке автомобиль Хирвонена заглох, экипаж потерял девять секунд, но Лоэб все равно проигрывал 26,4 секунды. Победа Себастьяна на следующем спецучастке принесла всего 0,9 секунды отыгранных у соперника. Дани Сордо обогнал Хеннинга Солберга и занял четвертое место. Ford удержался на первом и втором местах ралли «Турция», а Лоэбу оставалось констатировать несовершенство нынешних правил проведения чемпионата мира.

Турецкий гамбит

Вряд ли кому удастся повторить тактические маневры BP Ford Abu Dhabi WRT! По нынешним правилам утром второго и третьего дня ралли участники стартуют в соответствии с позициями на финише предыдущего дня. За исключением результатов, показанных на участках «super special». Все говорили о специфике трасс второго дня ралли, особенно об очередном прохождении спецучастков. Даниель Элена, штурман Себастьяна Лоэба: «При повторном прохождении дороги спецучастки оказались еще более сколзкими…». Фил Милсс, штурман Петтера Солберга: «По дорогам повторяющихся спецучастков успели проехать и автомобили группы N, и моноприводные машины частных экипажей. С учетом различных траекторий движения неудивительно, что дороги были сплошь усеяны рыхлым гравием». Яри-Матти Латвала: «Подчас трассы спецучастков при втором их прохождении оказываются намного сложнее, чем при первом. И экипаж, которому приходится стартовать первым, теряет очень много времени, занимаясь их расчисткой». В пятницу вечером экипажи команды Ford занимали первые три места, а Себастьян Лоэб был четвертым.

Изображение: img.freepik.com

PCWRC. Андриас Айгнер

© Фото: 5 колесо

Аналитики Ford разработали план, чтобы поставить Лоэба на второе место в конце дня, обрекая его на роль «бульдозера» на следующий день. Гонщикам Ford, особенно Хирвонену, необходимо было показать результат, близкий к лидеру во второй день. Команда составила стратегию выполнения этого плана: Себастьян Лоэб, Яри-Матти Латвала, Джиджи Галли и только потом Микко Хирвонен должны были финишировать в таком порядке. Это обеспечило бы Хирвонену наиболее выгодное стартовое положение на следующий день. Хеннингу Солбергу тоже отвели роль в этом спектакле: он неожиданно для всех завершил день на втором месте, что очень помогло команде Ford. Все прошло как по плану! Экипаж Латвалы не отклонился ни на секунду от указанного командой времени, Хирвонен «выбился из расписания» на две секунды, но это не повлияло на реализацию плана. В конце дня Хеннинг Солберг был на секунду впереди Лоэба, Латвала отставал от Хеннинга на 0,1 секунды, Галли был в 1,1 секунде от Яри-Матти и, наконец, Хирвонен был пятый, отставая от Галли на 4,6 секунды. Четкость реализации плана достойна восхищения! Такая смелая и безупречно проведенная партия не гарантировала победы команде «Голубого овала», но сделала это ралли невыносимо сложным для Себастьяна Лоэба и команды Citroen.

Латвала о ралли

Изображение: img.freepik.com

WRC. Себастьян Лоэб

© Фото: 5 колесо

Пять лет назад я впервые принял участие в ралли «Акрополис». Мне было 18 лет, и меня порадовало выступление на этой легендарной гонке. Это был мой первый старт в заводской команде, первое ралли на машине WRC и всего второе ралли чемпионата мира. Всё было в новинку, но результат сложился отлично — мы финишировали десятыми в общем зачёте. Я старался понять, как лучшим гонщикам чемпионата удаётся ехать так быстро: ­они выигрывали у меня до двух секунд с километра! Теперь я езжу почти так же быстро, но до сих пор не понимаю, как можно поддерживать такую высокую скорость на протяжении всей гонки.

После удачного дебюта на «Акрополисе» у меня не получалось показывать здесь хорошие результаты. Перед нынешней гонкой в надежде на успешное выступление держали пальцы скрещенными. Мы стартовали очень успешно, лидируя на протяжении трех первых спецучастков. Но это было лишь начало, а затем последовал прокол колеса, повреждение подвески. Финишировали седьмыми, и это пока мой лучший результат на ралли «Акрополис».

Опыт выступлений в Греции был у меня не велик, а на турецком этапе я выступал ещё меньше. Не мог представить, что захватывающая борьба на этом ралли продлится до самого финиша. Воскресная битва за победу была во многом обусловлена тактическим планом команды Ford. В пятницу вечером должны были пропустить Себа вперед для того, чтобы он стартовал первым в субботу. План был столь же великолепный, сколь и рискованный в том случае, если бы что-то пошло не так, как задумывалось. Ошибка одного из гонщиков всего на две секунды на финише могла бы свести на нет усилия всех экипажей Ford. Нам нужно было поддерживать определенную среднюю скорость на протяжении всего спецучастка.

Из новостей Греции

Изображение: img.freepik.com

WRC. Микко Хирвонен

© Фото: 5 колесо

Перед ралли «Акрополис» появилось много новостей, но особой популярностью пользовалась новая машина Subaru Impreza S14. Это последняя модель, которая дебютировала на ралли чемпионата мира с нынешним техническим регламентом — с 2011 года вступают новые правила. На этом же ралли был учрежден новый приз — награда имени Колина Макрея, предназначенная для гонщика, который продемонстрирует наилучшее время на спецучастках ралли «Акрополис». Колин побеждал на этом ралли пять раз и является самым успешным пилотом греческой гонки за всю ее 55-летнюю историю. Крис Аткинсон стал первым претендентом на награду, заработав для новой Subaru первое лучшее время на спецучастке и показав наивысшую среднюю скорость — 99,17 км/час. Но на финише ралли его результат превзошел пилот Ford Джиджи Галли — его средняя скорость на спецучастке составила 100,77 км/час. Галли стал обладателем почетного приза.

Результаты 55-го BP Ultimate Acropolis Rally

1. Себастьян Лоэб, Даниель Элена
(Франция, Монако, Citroen C4 WRC) 3 ч. 54 мин. 54,7 с.
2. Петтер Солберг, Филлип Миллс
(Норвегия, Великобритания, Subaru Impreza WRC) 3 ч. 56 мин. 04,2 с.
3. Микко Хирвонен, Яармо Лехтинен
(Финляндия, Ford Focus RS WRC) 3 ч. 56 мин. 50,8 с.
4. Урмо Аава, Кулдар Сикк
(Эстония, Citroen C4 WRC) 3 ч. 59 мин. 14,4 с.
5. Даниель Сордо, Марк Марти
(Испания, Citroen C4 WRC) 3 ч. 59 мин. 44,1 с.
6. Меттью Уилсон, Скотт Мартин
(Великобритания, Ford Focus RS WRC) 4 ч. 01 мин. 06,0 с.
7. Яри-Матти Латвала, Миикка Анттила
(Финляндия, Ford Focus RS WRC) 4 ч. 01 мин. 42,2 с.
8. Хеннинг Солберг, Като Менкеруд
(Норвегия, Ford Focus RS WRC)4 ч. 04 мин. 08,7 с.

Результаты 8‑го Rally of Turkey

Изображение: img.freepik.com

WRC. Микко Хирвонен

© Фото: 5 колесо

1. Микко Хирвонен, Яармо Лехтинен
(Финляндия, Ford Focus RS WRC) 4 ч. 42 мин. 07,1 с.
2. Яри-Матти Латвала, Миикка Анттила
(Финляндия, Ford Focus RS WRC) 4 ч. 42 мин. 15,0 с.
3. Себастьян Лоэб, Даниель Элена
(Франция, Монако, Citroen C4 WRC) 4 ч. 42 мин. 32,8 с.
4. Даниель Сордо, Марк Марти
(Испания, Citroen C4 WRC) 4 ч. 44 мин. 32,7 с.
5. Хеннинг Солберг, Като Менкеруд
(Норвегия, Ford Focus RS WRC) 4 ч. 44 мин. 40,8 с.
6. Петтер Солберг, Филлип Миллс
(Норвегия, Великобритания, Subaru Impreza WRC) 4 ч. 44 мин. 55,3 с.
7. Меттью Уилсон, Скотт Мартин
(Великобритания, Ford Focus RS WRC) 4 ч. 46 мин. 31,3 с.
8. Конрад Раутенбах, Дэвид Сениор
(Зимбабве, Великобритания, Citroen C4 WRC) 4 ч. 49 мин. 53,8 с.

PCWRC

Изображение: img.freepik.com

WRC. Даниель Сордо

© Фото: 5 колесо

В Греции только одна машина Subaru N14 финишировала из пяти участниц гонки. Победу одержал австриец Андриас Айгнер на Mitsubishi Lancer Evo IX.
Успех Айгнера повторился и в Турции (третья победа подряд). В турецком ралли также преобладали Mitsubishi: четыре из пяти первых позиций заняли экипажи на машинах Mitsubishi.

Положение в чемпионате после 4-х этапов

Айгнер набрала 30 очков, Кетомяя и Санделл — по 14, Ханнинен и Араджо — по 12, Нутахара — 10.