Чемпионат мира по кузовным гонкам. Время паузы
WTCC. Пока отдыхает рулетка
Английское приветствие «Как поживаешь?» не требует буквального ответа. Но, услышав от меня «Прекрасно!», корреспондент газеты из Макао (почти как «Макавская правда») сразу спросил: «Выиграл?». «Где выиграл?», — переспросил я. «В казино, конечно!».

Узнав, что я ещё не был в макаоском казино, новый знакомый искренне удивился. «Игровая индустрия запрещена в Китае и Гонконге, поэтому любители азарта приезжают именно к нам, в Макао», — разъяснял он мне, словно незнакомцу. И потом недоверчиво спросил: «А ты правда приехал сюда из России только ради гонки?»
Кузница чемпионов
В далеком 1954 году трое друзей решили провести соревнования по поиску сокровищ в лабиринтах городских улиц. В результате планы трансформировались в идею автомобильных гонок по улицам Макао, которую поддержал автоклуб Гонконга. И в том же 1954-м состоялся первый Гран-при Макао, победителем которого стал Эдуардо де Карвальо на автомобиле Triumph TR2. Его имя вписано в историю гонки наряду с людьми, ставшими легендами мирового автоспорта. Например, дважды (в 1977 и 1978 годах) побеждал Рикардо Патрезе на автомобиле Chevron-Ford в Formula Pacific. В 1983 году первым победителем Гран-при Formula 3 стал 23-летний пилот британского чемпионата Айртон Сенна. Маурицио Гужельмин, Дэвид Брэбэм, Дэвид Култхард, Михаэль и Ральф Шумахеры, Лукас ди Грасси — эти победители Гран-при Макао стали впоследствии пилотами «Формулы-1». Правда, там они выступали с разной долей успеха. А о сражении 20 летней давности между Михаэлем Шумахером и Микой Хаккиненом болельщики со стажем рассказывают с восторгом. Кстати, весьма показателен и подиум того Гран-при 1990 года: первое место — Михаэль Шумахер, второе — Эдди Ирвайн, третье — Мика Сало.

World Touring Car Championship
© Фото: 5 колесо
Не стремлюсь установить явную связь между победой в Макао или сделать эту гонку определяющей для карьеры пилота, но верьте, победа здесь стоит дорого. Здесь нет той помпезности, что присутствует даже во время подготовительных гонок на Гран-при Монако. Но преодолеть (не говоря уже об одержании победы) эту трассу не проще, чем пронестись по узким улочкам Монте-Карло.
Архитектура улиц Макао чётко разделяет шестикилометровую трассу на два участка: длинные прямые, две из которых заканчиваются быстрыми поворотами, а три — 90‑градусными. Затем следует сплошной серпантин в рельсах безопасности, завершающийся знаменитой «шпилькой». И вновь скоростная часть. Экзотичность этой гонки дополняется тем фактом, что в гоночный уик-энд здесь стартуют не только автогонщики, но и мотоциклисты. С 2005 года Макао принимает чемпионат мира кузовных автомобилей, World Touring Car Championship.
Дела сегодняшние

World Touring Car Championship
© Фото: 5 колесо

World Touring Car Championship
© Фото: 5 колесо
Макао традиционно завершает сезон Чемпионата мира по турингу. Добавьте к этому интригу в турнирной таблице участников, и получится невероятно интересное событие. После предпоследнего этапа в японской Окаяме судьба чемпионских титулов была уже решена. Chevrolet однозначно стал победителем командного зачета. Титул пилота был определен после японского этапа в ходе судебного разбирательства. Это не умаляет заслуг Ивана Мюллера — даже без вмешательства технических комиссаров его отрыв после гонки в Японии от единственного реального преследователя Энди Приоля составлял 37 очков. С учетом того, что максимальное число баллов, которые можно получить в двух заездах заключительного этапа, — 50, шансы на титул у пилота BMW были весьма малы. Но вновь проявилась несовершенность технического регламента чемпионата мира. Дело в том, что накануне японского этапа на автомобилях BMW 320 si Энди Приоля и Аугушту Фарфуша была произведена замена коробок передач: вместо обычных были установлены 6-ступенчатые секвентальные. По регламенту машины с таким узлом могут быть легче на 60 кг, но за замену агрегата им положены «штрафные» 30 кг. Таким образом, после всех операций автомобили BMW все равно «похудели» на 30 килограммов. Представители Chevrolet обратились в апелляционный суд FIA с просьбой подтвердить или опровергнуть законность действий в команде BMW. Решением суда очки, заработанные Приолем и Фарфушем, были аннулированы… Тем не менее мы знаем немало случаев, когда закон в автоспорте имел «обратную силу», и было ясно, что Иван Мюллер в Макао не намерен просто «докатиться» до титула. Во-первых, он наверняка собирался завершить сезон по-чемпионски, во-вторых, интрига в чемпионате все же сохранялась: на титул вице-чемпиона перед решающей дуэлью претендовали Роб Хафф (Chevrolet) и Габриэле Тарквини (Seat).

Болельщицы
© Фото: 5 колесо

Габриэле Тарквини
© Фото: 5 колесо
Эта гонка запомнится завалами, авариями, бескомпромиссной борьбой и сражениями до финиша. В первой гонке победу одержал Роб Хафф, которому помогал Иван Мюллер, отбивавший атаки Тьягу Монтейру. Тем не менее Габриэле Тарквини занял второе место, оставив вопрос о вице-чемпионе без ответа. Второй заезд выиграл дебютант WTCC венгерский пилот Норберт Михелис на Seat Leon TDi. Хаффу требовалось финишировать впереди Тарквини, но прошлый чемпион мира, сложивший полномочия в Японии, занял второе место. Роберт Хафф, занявший третье место в этой безумной гонке, сравнялся с Габриэле по очкам, но пилот Seat одержал больше побед в этом сезоне. Это и стало решающим фактором в борьбе за вице-чемпионство.
Рядом с автомобилями Chevrolet проходило народное гуляние: на машину Мюллера был увенчан лавровым венком, руководитель команды Эрик Неве непрерывно принимал поздравления. Механики, инженеры, пилоты, болельщики создавали картину всеобщего братства, звучала песня «Мы — чемпионы». Среди фотографов, спешащих запечатлеть детали этого триумфа, я снова встретил знакомого. На вопрос о впечатлениях он ответил: «Гонка была потрясающей! И, наверное, стоило приехать издалека, чтобы все это увидеть. Но в казино советую заглянуть».
Эрик Нэве, руководитель команды Chevrolet.

Маршалы
© Фото: 5 колесо

Энди Приоль
© Фото: 5 колесо
Поздравляю вас с прекрасным сезоном. Интересуют меня планы на будущее. Когда состоится представление нового автомобиля?
Почти всё завершено. Тестирование новой модели машины продолжается, и презентация может состояться в любой момент во время испытаний. Будут раскрыты интересные детали о двигателе и других новых узлах. Новый двигатель с турбонаддувом мощнее предыдущего на 80 л.с., а крутящий момент повышен на 70%. Такая высокая мощность потребовала разработки новой коробки передач. Роб Хафф уже провёл за рулём новинки девять тестовых дней, и первое его высказывание: «Всё будет очень быстро!».

Девушки на Гран-при Макао
© Фото: 5 колесо
Потребовалась ли серьезная адаптация шасси?

Иван Мюллер
© Фото: 5 колесо
Новый мотор компактнее, но включает дополнительные элементы, например, турбину и интеркулер. Это повлияло на распределение веса автомобиля, поэтому потребовалось внести коррективы.
Технический регламент претерпел существенные изменения. В правилах проведения соревнований также появились коррективы. Например, новое правило старта во второй гонке вызвало много споров. Если раньше это был реверсивный старт по результатам первого заезда, то в следующем сезоне будут учитываться результаты первого сегмента квалификации, и первая десятка будет размещаться в обратном порядке.
Это правило является серьезным улучшением. Если гонщик показал хороший результат квалификации, но в первой гонке попал в аварию, то по старому правилу старта во второй гонке терял все свои позиции. Теперь у него хорошие шансы исправить свое положение.
В «Формуле-1» чаще всего разгорались скандалы в начале сезона, в серии WTCC — в конце. Как улучшить технические правила?
В следующем году FIA устанавливает шестиступенчатую секвентальную КП как базовый вариант. Такое решение свидетельствует о том, что технические комиссары быстро реагируют на появляющиеся проблемы. Что касается нас, то мы стремимся побеждать соперников на трассе, а не подавая протесты.

Роб Хафф
© Фото: 5 колесо
Роб Хафф

Эрик Нэве
© Фото: 5 колесо
Сегодня состоялся первый заезд. Вы стартовали с поул-позишн и выиграли гонку, показав безупречный результат. Во второй гонке произошло невероятное сражение.
Мне необходимо было обязательно победить Тарквини, и ход гонки вращался вокруг этой задачи. Это был самый неудачный старт BMW, что позволило Михелису и Габриэле опередить. Иван помог, сдерживая машины сзади, и когда мне удалось обогнать Фарфуша, я старался ехать как можно быстрее. Возможно, из-за усердия в начале гонки я допустил несколько ошибок, но затем трижды показал лучшее время круга. Наверное, это была лучшая гонка за всю мою жизнь!
Подходит ли трасса в Макао для выполнения поставленной перед Вами сегодня задачи?
Макао — всегда лотерея! С одной стороны, трасса не лучшая для финиша чемпионата — много нюансов могут повлиять на результат. С другой — понимаешь, что чемпионат подходит к концу, и это возбуждает невероятно. Все события происходят с такой скоростью, будто в каком-то безумном сне. Тем не менее это один из самых интересных треков в мире.
Иван Мюллер, дважды победитель мирового первенства.

Энди Приоль
© Фото: 5 колесо
Поздравляю! Кажется, Вы не привязаны к определённому виду автомобиля: и с турбодизельным «Сиатом», и с Шевроле на бензине выступаете одинаково уверенно.
Я единственный участник этого чемпионата, кто сумел стать чемпионом для двух разных производителей. Мой опыт позволяет быстро адаптироваться и побеждать в любой команде. Сейчас я больше хочу говорить о своей победе, о титуле, завоеванном с Chevrolet.
Какой успех более волнует: завоевание первого звания или его сохранение?
Вполне похоже. Это чемпионат мира, а победа здесь замечательна для меня. Спустя несколько дней окажусь в Испании, чтобы провести второй тест новой машины. Намерения на будущий год схожи с нынешними.
Как и в каждой гоночной серии, в Туринге скорость важна. А как насчет жесткости?
Агрессивное поведение неприемлемо. Прежде всего необходимо совершенствоваться самому, налаживать работу своей машины. Особенно важно это учитывать на трассе в Макао, где много стен, а риск аварий велик.
Chevrolet Cruze WTCC
© Фото: 5 колесо