Человейники лишатся парковок: что задумало наше правительство
При строительстве нового жилья вице-премьер Марат Хуснуллин рекомендовал регионам сократить стандартный норматив определения парковочных мест «одна квартира – одно машино-место»
Своим высказыванием насчет машино-мест г-н Хуснуллин точно заработал ящики гнилых помидоров в свой адрес: более непопулярного предложения автовладельцы не слышали давно. Согласимся, однако, что поступок довольно мужественный: куда проще было бы пообещать, что, мол, в следующей пятилетке каждый автомобиль получит свои квадратные метры. Но прозвучало совсем иное: дескать, мы не настолько богатая страна, чтобы на одну квартиру иметь как минимум одно парковочное место!
Смелое высказывание прозвучало на заседании коллегии миндортранса Татарстана в Казани. Критике подвергся мэр Нижнекамска, намеревавшийся в обозримом будущем достичь 100%-го охвата парковками всех желающих и даже довести коэффициент охвата до 1,2. Насколько обоснованы были эти намерения, мы уже не узнаем, потому что вице-премьер тут же подверг их жесткой критике. По его мнению, емкость парковочного пространства должна не расширяться, а… сдерживаться! В противном случае темпы автомобилизации гарантированно будут опережать дорожное строительство, а потому все автомобильные трассы вскоре застынут в пробках. И тот же Нижнекамск испытает это на себе в ближайшем будущем.
Любопытно, что свою позицию г-н Хуснуллин обосновал двумя причинами. Помимо борьбы с автомобильными пробками важную роль, по его мнению, имеет стоимость строящегося жилья, которая, при наличии парковочного места, сильно возрастет. Мол, если на каждую квартиру в 40 кв. м потребуется обеспечивать еще и парковку примерно той же площади, то где взять столько места в городе, какой станет ценник и потянет ли такую сумму потребитель?
Именно г-н Хуснуллин добился в свое время передачи в регионы прав на установление нормативов по парковкам, а потому ему не нравится то, что снижать нормативы там не торопятся. Между тем он считает именно такой сценарий развития правильным. По его мнению, основная часть населения должна пересесть на общественный транспорт, а главы регионов должны вести жесткий учет каждого парковочного места. Любопытно, что директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, Михаил Блинкин, придерживается схожих взглядов. – Не бывает так, – полагает он, – чтобы покупатель жилья занимал вдвое меньше места в квартире, чем его автомобиль. У человека сначала должна быть своя спальня, а потом место для автомобиля. А мы все крутимся в этом порочном круге.
Впрочем, есть и противоположные мнения. Так, профессор Казанского государственного архитектурно-строительного университета, Александр Дембич, полагает, что сокращением количества парковок проблему автомобильных пробок не решить. Он ссылается на американский опыт, где машин больше, а пробок меньше. Причина, по его мнению, заключается в высокой плотности застройки в ущерб дорожной сети. В европейских странах под дорожную сеть отводят 15% городского пространства, в США – 25%, а у нас – всего 8%. Поэтому г-н Дамбич убежден, что оптимальным нормативом является один автомобиль на одну семью, и меняться он не должен.
Очевидным, пока что, является только одно утверждение: если вся страна продолжит переезжать с окраин в мегаполисы, то никакого места для автомобилей в них точно не останется. Но обратной миграции пока что не видать…