Чего боятся внедорожники: ситуация, когда полный привод не поможет
Могут ли современные электронные системы полного привода подавать крутящий момент от двигателя туда, где нет сопротивления? Ответ отрицательный.
С превращением современного автомобиля в подобие компьютера на колесах многие автовладельцы уверовали в то, что на бездорожье бортовой компьютер, при необходимости, быстренько перебросит крутящий момент от двигателя куда требуется, после чего машина спокойно поедет дальше. Рекламные обещания лишь усиливают заблуждения. Между тем, законы физики никто пока что не отменил. И если самый крутой на свете внедорожник угодил, к примеру, на идеальный лёд или сел на брюхо, то никакая электроника не сдвинет его с места, если колеса не цепляются за поверхность.
Вспомним простую ситуацию: легковой автомобиль («Жигули» или «Гранта» – неважно) заехалодним ведущим колесом на скользкий участок дороги: например – на обмороженный трамвайный рельс. Второе ведущее колесо при этом стоит на асфальте, но толку от него нет: момент на обоих колесах равен…нулю! И все оттого, что дифференциал выравнивает моменты на обоих колесах: если на одном колесе будет ноль, то и на другом будет то же самое. И никакая электроника этого не изменит.
Решение известно давно: дифференциал надо каким-то образом заблокировать. В частности, автоматическую блокировку могут осуществлять самоблокирующиеся дифференциалы, они же – «самоблоки», они же – дифференциалы повышенного трения или LSD (Limited Slip Differential). Но, опять-таки, электроника никуда не перебрасывает момент, а лишь создает условия для его появления в нужном месте. Фактически это – дальнейшее развитие АБС. Обнаружив, что какое-то из колес автомобиля бесполезно буксует, система понимает, что его сопротивление вращению невелико, а потому тянуть автомобиль это колесо не будет. При этом второе колесо, имеющее лучшее сцепление с землей, стоит на месте: дифференциал работает! Тогда, активировав гидронасос, электронный блок подает жидкость в тормозной цилиндр буксующего колеса, колодки сжимаются и притормаживают диск. Ощутив сопротивление, момент на обоих колесах растет. При этом колесо, имеющее хорошее сцепление с землей, помогает автомобилю тронуться с места.
На многих полноприводниках, от «Дастера» до «Рейндж Ровера», такая система позволяет отказаться от блокировки всех дифференциалов. Она притормаживает буксующие колеса, создавая условия для появления момента на колесах, имеющих лучшее сцепление с дорогой. По этой схеме выполнен полный привод кроссоверов и большинства универсальных внедорожников.
Спасительное сопротивление
К сожалению, многие ошибочно полагают, что если мотор крутится, то он всегда создает момент. Номомент появляется только тогда, когда мотор совершает полезную работу, то есть при наличии нагрузки. Нет сопротивления – нет момента. То же относится и беспомощно буксующему колесу: подать на него момент никакой микропроцессор не сможет! Если та же «Нива» (а это настоящий «ламповый» 4WD) зависнет хотя бы одним колесом в воздухе (или угодит колесом на скользкий лед – неважно), то крутящий момент на всех ее колесах, а также на маховике двигателя, тут же упадет до нуля! Опять-таки, нет сопротивления – нет момента! И чтобы продолжить движение, надо создать мотору сопротивление. Искусственно увеличить трение в дифференциале (вплоть до его блокировки), притормозить вращающееся колесо и даже применить дедовский способ с затягиванием стояночного тормоза – все подобные приемы лишь создают условия для появления крутящего момента в нужном месте.
Напоследок – разоблачение старого киношного трюка, где киногерой ставит машину на два боковых колеса, но успешно продолжает движение. Так вот: обычная серийная машина так не сумеет, будь на ней хоть сотня микропроцессоров. Дифференциал сразу уменьшит момент на приземленном колесе до нуля, и всё на этом закончится. Но зритель не должен об этом догадываться….