Бюджетный микроавтобус «Яуза-035» 90-х годов.

Микроавтомобиль «Яуза-035»: бюджетная самоделка из девяностых годов.

Автор «Яузы» ориентировался на принципы Генри Форда, создателя знаменитого автомобиля Ford T. В качестве основ взяли простоту конструкции, доступность материалов и агрегатов, технологичность изготовления, компактность с максимальной отдачей, низкую цену. По результату можете сами судить, насколько концепция реализована.

Двухдверный кузов этого городского микроавтомобиля, рассчитанного на четверых пассажиров, демонстрирует практичность. В то же время внешний вид «Яузы» стал привлекательным и нельзя сказать, что ему не хватает шарма.

Кузов изготовляли из прочного оргалита толщиной 5 мм. Внутри располагался деревянный каркас, который обшивался оргалитом. Двери и капот имели собственные каркасы. Каждый элемент кузова был плоский, но вместе они создавали эффект двойной кривизны. Обшивка крепилась шурупами и эпоксидным клеем. Стыки элементов заделывались эпоксидной шпатлевкой.
Технология заключалась в том, что двери перед обшивкой временно закреплялись в проемах шурупами и обшивались вместе с боковинами. После полимеризации смолы ножовкой вырезали из проема. С капотом происходило то же самое. Затем обшитый оргалитом кузов шпаклевали, шлифовали и оклеивали слоем стеклоткани по эпоксидной смоле. После этого поверхность шлифовалась и окрашивалась.

Фанерой толщиной 8 мм обшивались колесные ниши и моторный отсек. Пол салона изготовляли из фанеры толщиной 12 мм, пропитанной горячей олифой. Такую же обработку получали все деревянные и оргалитовые части кузова. После этого их мовилировали. Длина кузова равнялась 2520 мм, ширина — 1320 мм, а высота — 1430 мм. Внутри кузов обшивался упаковочным пенопластом, что значительно уменьшало уровень шума в салоне. Пенопласт выравнивали заподлицо со шпангоутами, после чего отделывали искусственной кожей.

Кузов размещался на сварной раме, которая состояла из плоского треугольника из стальных труб. К передней и задней частям рамы крепились самодельные трубчатые рычаги независимой подвески. Рычаги двигались на подшипниках скольжения – бронзовых втулках. Поворотный кулак был установлен таким образом, чтобы развал колес составлял 3–4° при горизонтальном положении рычагов подвески. Это уменьшало усилие, необходимое для поворота. В обеих подвесках использовались амортизаторы от мотоцикла ИЖ, что обеспечивало автомобилю довольно плавный ход.

Тридцатипятидесятикубовый двухцилиндровый двухтактный двигатель ИЖ-«Юпитер 4» мощностью 27 л. с. обеспечивал движение микроавтомобиля. Название «Яуза» получено от литража мотора. Двигатель работал в паре с мотоциклетной четырехступенчатой коробкой передач с последовательным переключением без заднего хода. Силовой агрегат размещался на подрамнике, вырезанном из рамы мотоцикла ИЖ-Юпитер. Подрамник крепился к основной раме через резиновые подушки на стальных опорных площадках.

Охлаждение двигателя оставалось воздушным, как у первоначального мотоцикла. Это не вызывало проблем, потому что цилиндры находились прямо за решеткой воздухозаборника. Но для длительной езды на малой скорости, когда воздушный поток незначительный, в подкапотном пространстве располагался электровентилятор: алюминиевая крыльчатка, установленная на ось моторчика стеклоочистителя от мотоколяски СЗД.

Плексиглас использовали для остекления. Стекла жестко установлены в проемах и неподвижны, за исключением водителя двери, где вырезана круглая форточка со схожей крышкой.

Спартанский интерьер отличался функциональностью и практичностью. Салон при колесной базе 1800 мм был достаточно просторным. Передние сиденья и задний диван авторской конструкции также были изготовлены вручную. Основой им послужили дюралюминиевые трубчатые каркасы, обтянутые капроновым шнуром. К шнуру приклеивали поролон, а все вместе обшивалось мебельной тканью. Между креслами водителя и пассажира находился трапециевидный короб — тоннель приводной цепи. Приборный щиток со замком зажигания, спидометром и контрольными лампами был заимствован у мотоцикла Иж-Ю4.

Мотоциклетный кик-стартер был изменен: вместо заводной педали появился шкив с двумя витками капронового шнура. Один конец шнура прикреплен к шкиву, а второй выходит под приборную панель и закрепляется на текстолитовой рукоятке. Запуск осуществлялся рывком, после чего пружина возвращала рукоятку в исходное положение.

Рычаг переключения передач, стоящий справа от водителя, как в автомобиле, был соединён тягой с усечённой педалью мотоциклетной коробки. Его можно было двигать во две стороны: вперёд от нейтрали находилась первая передача, а последовательные движения назад включали вторую, третью и четвёртую.

Трансмиссия тяги на задние колеса (как и рулевое управление, полученное от мотоколяски СЗД) работала по двухступенчатой цепной схеме с изготовленными вручную звёздочками из стального листа толщиной 5 мм. Звёздочки вырезали на сверлильном станке, а затем шлифовали ножовкой и напильниками. На задних колёсах устанавливались оригинальные мотоциклетные звёздочки от Ижа.

Привод микромашины выполнен по бездифференциальной схеме. В поворотах разную скорость вращения колес обеспечивает блок роликовых обгонных муфт. Для такой конструкции принципиальным было соблюдение соосности промежуточных валов и абсолютная симметричность корпуса с роликами и пружинами. Обгонные муфты обеспечивают почти мгновенный захват ведомого вала при начале движения и столь же быстрое разъединение.

Двигатель обладал достаточной мощностью для разгона авто весом 400 килограммов до скорости 80 км/ч. Объем топливного бака составлял 18 литров, что давало запас хода более 300 километров. Дорожный просвет в 170 миллиметров обеспечивал комфортное передвижение по ухабам.