Будет ли европейский автопром падать в упадке? В действительности положение еще более тревожное.
Автомобильная промышленность Европы переживает серьезный кризис, о чем свидетельствуют увольнения персонала и закрытие предприятий Volkswagen и Audi для снижения издержек. Bloomberg и Reuters сообщают об этом. В Бельгии планируется закрытие завода Audi. Протестующие утверждают, что европейские компании переносят производство за пределы ЕС из-за энергетического кризиса при бездействии властей Евросоюза.
Честно говоря, ни одних, ни других жалко. Дело даже не в санкционной политике ЕС против России, хотя так и хочется сказать: это ваша расплата за отказ от выгодного сотрудничества с нами. Но можно вспомнить технические решения, которые отдаёт откровенным идиотизмом. Смертный приговор дизелям, война против двигателей внутреннего сгорания в целом, безудержное наращивание экологических требований любой ценой. Попытки пересадить всех на электромобили – это понятно, но в реальности дальше щедрых государственных субсидий для апологетов электричества в Европе дело не пошло. Сверните программу субсидий – ездите со своими нулевыми выбросами сами!
Зацикленность на получении Евро-10 любой ценой противоречит желаниям покупателей. Из-за этого многие компании помимо VW всерьез рассматривают возможность переезда из Германии. Опрос Торгово-промышленной палаты Германии среди нескольких тысяч компаний показал, что треть из них думает о переезде производства за рубеж – за океан. В результате промышленность Европы отделится от российских энергоресурсов. Навредить России – обычное дело, но это невыгодно и европейцам. Что же касается рабочих мест?
Компания Ford сократит до 4000 рабочих мест в Европе из-за жестких экологических норм ЕС и трудностей перехода на электрокары. В частности, к концу 2027 года концерн планирует уволить часть персонала на европейских заводах, почти 3000 человек из которых будут работать на заводе в Кельне, Германия. В Старом Свете Ford работает с 28 тысячами сотрудников.
Как обстоят дела на сопутствующих производствах? Точно так же. Немецкая компания Bosch объявила о сокращении штата своего автомобильного подразделения на 5500 рабочих мест в ближайшие несколько лет. Причиной называют стагнацию мировых продаж автомобилей, избыточные мощности автопрома по сравнению с перспективами продаж и более медленный, чем ожидалось, переход на электромобили.
Точные цифры потерь автопроизводителей таковы. За прошедший период доход уменьшился:
– у Volkswagen на 64 процента;
– у Audi на 91 процент;
– у BMW на 84 процента;
– у Mercedes на 54 процента.
В Италии ситуация складывается не лучшим образом — начались забастовки. Производство сократилось до менее полумиллиона автомобилей, за последние три года работу потеряли двенадцать тысяч человек. Обстановка такова, что предлагают переместить производство в другое место.
Возможно, с переходом на электромобили все нормализуется? Вряд ли. Производство этих автомобилей требует меньшего числа сотрудников. Важную роль играет стоимость электроэнергии, которая в Китае или Соединенных Штатах в несколько раз ниже, чем в Европе. Если в Европе продажи электромобилей замедлились, то в остальном мире они растут. Китайцы успешно занимают эту нишу, благодаря не только более низкой цене, но и приемлемому качеству.
Европейский автопром пока не стоит хоронить. Однако ему необходима помощь специалистов.