Будет ли будущее у европейского автопрома?

В Европе автомобильная промышленность может столкнуться с серьезным кризисом, хотя и не обязательно погибнет. Volkswagen и Audi увольняют работников и закрывают производства, чтобы снизить расходы. Об этом сообщают западные агентства, такие как Bloomberg и Reuters. В Бельгии планируют закрыть завод Audi. Протестующие утверждают, что европейские компании перенаправляют производство за пределы ЕС из-за энергетического кризиса при молчании властей Евросоюза.

Ни тех, ни других жаль. Причина не только в жесткой санкционной политике ЕС против России, хотя и хочется сказать: это плата за отказ от сотрудничества с нами. Можно вспомнить и технические решения, которые кажутся откровенным безумьем. Смертный приговор дизелям, война против двигателей внутреннего сгорания, безрассудное повышение экологических требований любой ценой. Попытки перевести всех на электромобили – понятно, но на практике дальше щедрых государственных субсидий для сторонников электричества в Европе дело не продвинулось. Уберите программу субсидий – ездите со своими нулевыми выбросами сами!

Желтейная ориентация на получение любых Евро-10 привела к противоречию с потребностями покупателей. Поэтому немало компаний помимо VW серьезно задумываются об уходе из Германии. Опрос Торгово-промышленной палаты Германии среди нескольких тысяч национальных предприятий показал, что третья часть из них раздумывает о перемещении производства за рубеж. А за рубеж – это значит, за океан.
Понятно, что промышленность Европы от этого полностью изолируется от доступных российских энергоресурсов.
Ущерб России — обычное дело, но это невыгодно и европейцам. Что же касается рабочих мест?

Компания Ford сокращает до 4000 рабочих мест в Европе из-за жестких экостандартов ЕС и сложностей перехода к электрокарам. Концерн планирует к концу 2027 года сократить часть персонала на своих европейских заводах, почти 3000 увольнений коснутся Германии, в частности завода в Кельне. Всего в Старом Свете на Ford работают 28 000 сотрудников.

Как обстоят дела на сопутствующих производствах? Точно так же. Немецкая компания Bosch объявила о планах сократить штат своего подразделения по производству автомобилей на 5500 рабочих мест в ближайшие годы. По ее словам, виной всему стагнация мировых продаж автомобилей, избыточные мощности автомобильной промышленности по сравнению с перспективами продаж и более медленный, чем ожидалось, переход на электромобили.

Финансовые показатели автомобильных компаний за последний квартал показывают уменьшение прибыли.

– у Volkswagen на 64 процента;

– у Audi на 91 процент;

– у BMW на 84 процента;

– у Mercedes на 54 процента.

В Италии тоже проблемы: начались забастовки, объёмы выпуска машин снизились до уровня ниже полумиллиона, за последние три года работу потеряли двенадцать тысяч человек. Настроение такое же: нужно переносить производство в другое место.

Возможно, с переходом на электромобили ситуация нормализуется? Вряд ли, ведь производство таких автомобилей требует меньше сотрудников. Важную роль играет цена электроэнергии, которая в Китае и Соединенных Штатах значительно ниже, чем в Европе. Если продажи «электричек» в Европе замедлились, то в остальном мире они, наоборот, растут. Китайцы успешно занимают эту нишу, предлагая не только более низкие цены, но и приемлемое качество.

Скорбировать о европейском автомобилестроении пока рано. Лекарства ему необходимы.

Производство BMW 2-Series Gran Coupe на заводе в Лейпциге.